"Sagene Power Electronics" - CD-R (ltd. 50)
2005, Rape Art Productions, RAP-CD-R #014
Нет в норвежском нойзе человека более авторитетного, чем конунг Лассе Мархауг. Лысина, инфернальный блеск в очах, периодически отрастающая борода - демон-искуситель, да и только! Эх, его бы на коня, да бурку бы ему, да шашку - какой Чапай вышел бы. Благо, и остальные персонажи легендарного тримурти в его окружении присутствуют: верный соратник по дуэту JAZZKAMMER Джон Хегре вполне сойдет за Петьку, а в роли соблазнительной Анки наверняка не отказалась бы выступить его протеже Майя Солвейг Ратке (FE-MAIL). Впрочем, и без шашки с тачанкой, с лэптопом одним, готов валить он врагов штабелями. И не пустые слова это - свеженький, текущего года, альбом "Sagene Power Electronics" не даст соврать. За полчаса на вас выльется ушат чистейшего аналогового и цифрового harsh noise - насыщенного, яркого, но туповатого.
Странно это. То есть как раз в тупом нойзе ничего странного нет: и у них, и у нас масса любителей продолжает поставлять продукцию такого рода в избытке. Дурное дело не хитрое. Только вот Лассе к народу этому никоим образом не относился, ибо не глуп, с юмором, с чувством меры. Да и после десяти с лишним лет, проведённых на этой сцене, игры в саунд-экстремиста должны были надоесть опротиветь ему до изжоги. Давным-давно достигнув просветления во время прослушивания композиции AC/DC "For Those About To Rock" ушел он в нойз, позже практиковал самоотречение в многочисленных группах и проектах, а в последнее время был замечен в склонности к аскетизму - импровизационной музыке и минимализму. Что заставило его взяться за старое? То ли расслабился (чёрт знает, может харш нойз для музыканта - всё равно что Quake-баталии для простого смертного) человек, то ли какой-то подвох в этом во всём есть… С чего бы взрослому дядьке вновь впадать в крайности, да ещё скабрезное "power-electronics" в название пластинки помещать?
Ещё одна странность: как ни старался я, но перейти от послужного списка музыканта к рассказу о музыке как таковой мне так и не удалось. Дело в том, что говорить особо не о чем. Хорошо, ещё одна попытка. Четыре композиции - "Sagene Noise Music", "Crispi Lulu", "Nordre Gravlund", "Buss 34". Качественный нойз, разнообразный по текстурам, с весьма сочным саундом, без цифрового абразива. Ближайшие ориентиры - DARUIN, GROYXO, GOVERNMENT ALPHA. Примечательно, что на официальном сайте музыканта, где представлен полный список как самостоятельных работ, так и коллабораций с компиляциями, "Sagene Power Electronics" не упомянут. Может, стыдно стало?
"It's not the End of the World" - CD
2007, Quasi Pop Records, QPOP CD 043
"It's not the End of the World" - безусловная удача, как для музыканта, так и для лейбла, его издавшего. Впрочем, иначе и быть не могло. Лассе Мархауг - человек известный, успевший отметиться десятками сольных работ, сотнями коллабораций и несколькими альбомами проекта JAZZKAMMER. От коллег по цеху отличает его редкие в наши дни свежесть восприятия и любознательность. Он в равной степени свободно обращается как с аналоговыми источниками звука, так и с компьютерами - и это прекрасно слышно на компакт-диске. Десять пьес, суммарное время звучание составляет чуть более 40 минут, были записаны в разное время в процессе живых выступлений. Часть треков ранее издавалась в формате CD-R; версия Quasi Pop, как принято выражаться у книгоиздателей, это "издание второе, исправленное и дополненное". Ещё одно наблюдение - это именно альбом, целостный и завершенный, но ни в коем случае не блокнот путевых заметок. Композиции отличает нарочитая прямолинейность и агрессивность звука - ни эмбиента, ни флирта с гранулярным синтезом здесь вы не услышите. При этом Лассе удалось сохранить свою манеру, краеугольные камни которой - изящество, ирония, лаконичность. Визитной карточкой альбома можно считать трек "Moto To Land" - сочный абразивный саунд с жесткой ритмичной кодой.
Коллектив Quasi Pop сделал шаг, которого от него ждали давно. Многочисленные дружеские контакты, эстетическая близость и взаимная симпатия со стороны украинского лейбла и европейских музыкантов должны были выстрелить компакт-диском центральной фигуры норвежской электронной сцены. Вдвойне приятен тот факт, что "It's not the End of the World" оказался не верстовым столбом, а маленьким шедевром.