JAZZKAMMER
"Hot Action Sexy Karaoke" - CD
2000, Ground Fault Recordings, GF007
Норвежские музыканты John Hegre и Lasse Marhaug объединились под вывеской JAZZKAMMER в 1998 году. Оба имели впечатляющий послужной список и успели отметиться на многих поприщах независимой сцены страны викингов и чумазых black-metal groups. Годом позже появился дебютный полноформатник "Timex", а к настоящему моменту поголовье альбомов возросло до четырёх. Добавьте сюда ещё два EP, альбом ремиксов и запись совместного выступления с MERZBOW на Molde International Jazz Festival. Число коллабораций, в которых так или иначе отметился Lasse Marhaug, вообще не поддается подсчету. Последняя на этот день - FE-MAIL ft. Lasse Marhaug "All Men Are Pigs" (Gameboy Records, 2004).
"Hot Action Sexy Karaoke" - вторая работа дуэта. О характере музыки во многом говорят использованные при записи устройства - turntables, casio, electronics, location recordings, guitar, found sounds, stolen music and modified instruments. Иными словами, это очень разноплановая пластика. Не верьте первому впечатлению, дурашливость и несерьёзность - лишь одна из сторон медали. За хаосом, свойственным импровизационной музыке, скрывается серьёзная работа над саундом, сочетающим и аналоговый нойз, и шорох цифр, и микротональные звуки, и треск виниловых проигрывателей.
Мне более остальных приглянулись три последние (всего их на диске девять) пьесы: "Turntable/Surface Fireball", "Gameboy" и "Timex". "Turntable…" - безусловно, микроволна, подающая голос из-под треска винила и размазанных в пространстве ударов по гитарным струнам. Получается почти монументальное полотно: строгое, задумчивое и академически выверенное. "Gameboy" - сентиментальная фортепианная виньетка, случайно попавшая под пресс вместе с матрицей альбома. "Timex" - резюме сказанного на 8 предыдущих дорожках. Снова микроволна, снова цифровой нойз и тестовые сигналы, звучание препарированных инструментов, женский визг и скрежет листового металла.
Легкомысленно-эротический характер музыки усилен её скоротечностью: всего-навсего 42 минуты и 20 секунд.
27.06.2004
"Sound Of Music" - 3"CD
2002, [OHM] Records, 1.0 OHM
Это вторая работа норвежского дуэта JAZZKAMMER, которая попала мне в руки. Впрочем, следует признать, что если бы не название, выведенное чёткой латиницей, то догадаться о том, что передо мной уже слышанный однажды проект было бы практически невозможно. Быть может дело в том, что "Sound of Music" есть ни что иное, как двадцатиминутная запись живого выступления музыкантов в токийском Club Milk 11 февраля 2001 года.
В дорожках трехдюймового CD запечатлен классический аналогово-цифровой noise set, в котором, как это ни печально, практически полностью стёрлась та оригинальность, что заставляет снова и снова возвращаться к прослушиванию его предшественника "Hot Action Sexy Karaoke". Музыка стала пугающе серьезной, монотонно-медитативной и похожей на многое из того, что уже неоднократно было слышано у целого ряда адептов шумовой электроники. Весь трек можно разделить на несколько фрагментов с преобладанием тех или иных элементов саунда: начинается всё с лязга металла и микрофонного feedback'а, которые раз за разом сползают в минималистический вой на трёх нотах. Паузы заполнены абразивными текстурами, которые не лишены приятности, но, тем не менее, изъезжены вдоль и поперёк и менее талантливыми представителями породы noise/improvised musician.
Всё выше сказанное представляется тем более странным, что инструментарий, использованный при воспроизведении программы выступления, остался тем же: подготовленные гитары, компьютеры, MD player, electronics. Так почему некоторое время тому назад те же слагаемые приводили к совершенно иному результату? Попадись мне этот mini-CD до знакомства с полноформатным и, что более важно, студийным опусом JAZZKAMMER, я бы написал куда более ободряющую рецензию. Обстоятельства, однако, сложились иначе.
Процесс понимания осложняет и тот факт, что третьим участником выступления в Club Milk указан некий HC Gilje, отвечавший за live video. Может статься, что вкупе с видеорядом звуковые манипуляции норвежцев оказывали на посетителей мероприятия совершенно иное впечатление, нежели то, которым щедро одарены слушатели CD. Посему предлагаю поставить в финале рецензии большой знак вопроса и прикрыть эту тему.
17.07.2004
"Pulse" - CD
2003, Bottrop-Boy, B-Boy 017
Случилось так, что однажды Розенкранц и Гиндельстерн норвежской шумовой сцены - John Hegre и Lasse Marhaug - застряли на Дальнем Востоке. История умалчивает об истинных мотивах появления вышеназванных господ в гонконгах и сингапурах, однако формально визит сей являлся туром по злачным заведениям, в которых коротают досуг любители разнообразной электронной музыки. И всё было бы хорошо, если бы не эпидемия SARS (в народе - атипичной пневмонии), которая свалилась на хрупкие плечи азиатов. Аэропорты на карантине, железнодорожные вокзалы перекрыты, на иных магистралях дежурят бдительные пограничники. Невесть откуда появившееся свободное время наши друзья скоротали за записью материала, который был издан в прошлом году. Компакт-диск окрестили "Pulse".
Это уже третий релиз JAZZKAMMER, который оседает в закромах рецензента, и в третий раз я вынужден снять шляпу перед норвежцами. Потрясающе. Они никогда не повторяются. Содержимое каждого альбома таит в себе массу неожиданностей. Что на этот раз? Минимализм. Помнится, была у американца Terry Riley пьеса "In C". Это, так сказать, букварь минимализма. Черепаховый галоп поверх пульса из восьмушек, исполняемых на фортепиано. Фортепиано у John & Lasse нет. А пульс есть. Его присутствие постоянно, но интенсивность этого феномена варьируется. Он то выходит в авангард, то теряется где-то в обозе, то заходит с флангов, а иногда и просачивается сквозь почву композиции почти микроволновой росой. Все прочие события развиваются где-то в области микрозвука и микротона. Ничто не скрежещет, не заходится в исступлении фидбэком, не шлифует перепонки абразивом. Музыка, требующая активного вслушивания. Что взамен? Более получаса удовольствия, которое вам подарит синхронизированный пульс двух музыкантов проекта JAZZKAMMER.
26.09.2004