MERZBOW
"Door Open at 8 am" - CD
2000, Alien8 Recordings, ALIENCD 017
Пожалуй, это один из наиболее удачных релизов Alien8 Records и одна из наиболее интересных работ, созданных Masami Akita. Именно на этом альбоме в полной мере прослеживается преемственность, о которой он неоднократно заявлял в своих многочисленных интервью: free-jazz, feedback/psychedelic rock, etc.
Если бы мне пришлось подбирать одно единственное определение, которым следует обозначить всю работу целиком, то, пожалуй, таковым бы стало "прозрачность". Эта прозрачность реализуется на нескольких уровнях. Во-первых, как я уже упоминал, это прозрачность той сампродайи, к которой относит себя сам Акита. Во-вторых, это 100% прозрачность звука, что, согласитесь, для MERZBOW нехарактерно (здесь вспоминаются слова Marcus Pop (OVAL), который как-то подметил, что в noise 95% музыки не слышно вообще). Так вот: будьте уверены, здесь вы расслышите абсолютно всё. И традиционный для аналогового периода творчества Акиты white-noise, и drums loops, как будто заимствованные с альбомов SOFT MACHINE, и поквакивания аналоговых синтезаторов. Для гурманов предлагается к ознакомлению cover-version на икону импровизационной музыки Джона Колтрейна "The Africa Brass Session, Vol 2".
Как следствие, я бы рекомендовал эту работу не только почитателям MERZBOW, но и поклонникам всех вышеозначенных стилей. Если же попытаться определить место, которое занимает "Door Open at 8 am" в бесконечном ряду альбомов этого японского проекта, то, безусловно, стилистически он расположен где-то в одном ряду со своим предшественником "Aqua Necromancer" (Alien8 Recordings) и "1930" (Tzadik).
18.02.2004
"Hard Lovin' Man" - CD
2001, Anoema Recordings, NOCD 010
Это первый релиз финского лейбла Anoema Recordings, специализирующегося, как это обычно и бывает, на импровизационной, электронной и шумовой музыке. "Hard Lovin' Man", во-первых, наглядно демонстрирует культурологические экскурсы, активно предпринимаемые Масами Акитой в последнее время (в данном случае это исследование hard-rock), во-вторых - документирует live-set MERZBOW на Avanto Festival в 2000 году.
Диск содержит две композиции-близнеца. Первая длится 42 минуты и, собственно, представляет собой фрагмент выступления мэтра на первом финском медиа-арт фестивале в 2000 году (именно там Акита впервые начал извлекать звуки не из аналогового хлама, а из изящного ящичка фирмы Macintosh). Второй трек - повторение первого номера, воссозданное в студийных условиях, отличающееся лаконичностью и, как следствие, меньшей длительностью.
Для людей, обращающих взгляд на музыку MERZBOW время от времени, прослушивание этого альбома станет пустой тратой времени. Дело в том, что пластинка сия представляет интерес как первый live-документ digital-периода в творчестве Масами Акиты. С позиции дня сегодняшнего ничего принципиально нового на "Hard Lovin' Man" нет: композиция начинается с микротональных шумов, которые через несколько мгновений взрываются loop'ами гитарного рёва, заимствованными из одноименной композиции DEEP PURPLE. Далее петли претерпевают многочисленные преобразования в недрах PowerBook: меняются тембральные характеристики, интенсивность варьируется от стены шума до провалов в акустическое Ничто… Разумеется, события происходят на фоне ставших уже привычными элементов microwave/glitch music - шороха цифр, тоновых колебаний и обилия шумов в области верхних и средних частот.
Насколько мне известно, на Avanto Festival выступление MERZBOW представляло собой soundtrack к некоей видеоинсталляции. Увы, слушатель в данном случае лишён возможности получить полный пакет ощущений, коим обладали свидетели тех событий, однако для всех, кто неравнодушен к метаморфозам, происходящим с самым известным японским noise-артистом, и музыки будет вполне достаточно.
17.03.2004
"A Taste Of..." - CD
2002, Mego 040
Этот альбом Masami Akita, вышедший в мае 2002 года на культовом венском microwave-лейбле Mego, следует рассматривать как манифест нового звучания MERZBOW. С появлением вышеупомянутой пластинки изменилось многое. В первую очередь, другими стали средства, к коим стал прибегать маэстро для создания своих композиций (аналоговые синтезаторы и гитарные процессоры заменены на PowerBook). Другим стал и контекст, в котором ныне воспринимается музыка MERZBOW (наш любитель психоделического рока и "свободного" джаза неожиданно и, надо отметить, довольно органично влился в число исследователей digital sound). Разумеется, следствием вышеупомянутых факторов стали и некоторые рокировки в аудитории, и в специфике лейблов, которые с того момента стали проявлять интерес к выпуску новых альбомов MERZBOW, но все это - уже детали.
Под обложкой альбома, фотографии для которой были заимствованы из японской "Книги о вкусной и здоровой пище", содержатся четыре трека, выполненные отнюдь не в традициях японских кулинаров. Насколько я помню, для поваров Страны Восходящего Солнца главным является сохранение первоначальных вкусовых качеств продуктов. Masami Akita, в этом случае, следует, скорее, кулинарным заветам Поднебесной: порой совершенно невозможно понять, что же было использовано в качестве ингредиентов для его композиций. Кое-где из этого инфернального "оливье" выныривают ломтики дисторшированных гитар, мелкая ритмическая нарезка, и многое другое, поданное под холодным микроволновым соусом.
Что мне импонирует в музыке MERZBOW (независимо от того, об альбоме какого именно периода идет речь), так это её чёткая структурированность. Хаос, который вроде бы просто обязан присутствовать во всех проявлениях japanoise, растворяется при более пристальном вслушивании и уступает место логической последовательности и, порою, предсказуемости. С этой точки зрения "A Taste of…" - безусловный шедевр и выгодно отличается от легиона других "шумовиков". Заметьте, что львиная доля музыки MERZBOW записывается как импровизация!
Резюме: отличный альбом для всех ценителей как noise вообще, так и его digital мутаций в частности.
17.03.2004
"Puroland" - CD
2002, [OHM] Records, 0.9 OHM
Вялая, как разрушенная циррозом печень, работа. Начинать с неё знакомство с музыкой MERZBOW строго воспрещается. В противном случае, "Puroland" может стать последним альбомом Masami Akita, который попал в ваши руки.
Эта запись японского автора-исполнителя, как и многие другие, имеет свою концепцию и историю. Для её создания наш длинноволосый гуру заперся в Bedroom Studio сразу после посещения луна-парка Puroland в предместьях Токио. Видимо катание на американских горках, подъем в стратосферу на чёртовом колесе и другие небезопасные для здоровья аттракционы вызвали краткосрочное помутнение рассудка клиента. Akita впал в детство и изваял четыре трека, как извещает нас пресс-релиз лейбла, вдохновленных творчеством LED ZEPPELIN и THE MONKEES.
"Pilgrimage to Puroland" - первая композиция альбома - некоторое время заигрывает с традиционными музыкальными формами посредством петель сильно ускоренной гитары и, напротив, в несколько раз замедленного барабанного брейка. Быть может, по старой доброй традиции уважаемый и тиснул их у кого-нибудь из кумиров молодости (в данном случае у тех же LED ZEPPELIN), однако мне идентифицировать происхождение этих аудио фрагментов не удалось. Через минут пять такого баловства всё тонет в шуме, напоминающем свист воздушного компрессора. По текстурам трека "Pleasant Valley Monday" явно жахнули крупной дробью с небольшого расстояния - зияние акустических пустот бросится в глаза даже тем, кто не является экспертом в области Merzbow-sound.
Впрочем, на поправку Masami Akita пошел весьма скоро. "Celebration Day" звучит так, как и должна звучать каждая работа, написанная после отказа от аналоговых технологий и перехода на цифру. Плотные слои хрупкого кристаллического нойза, высокая скорость и, как всегда, головокружительные импровизационные ходы. После невнятной первой половины диска этот трек воспринимается на удивление свежо.
Финал - martial-noise эпопея "War Frog". Что ж, видимо мир действительно мельчает: если лет 30 назад звезды hard-rock пугали народ псами войны ("Dogs of War"), то сегодня щуплый японец стращает нас агрессивными амфибиями.
Оформление digapack'а выполнил Lasse Marhaug (JAZZKAMMER), а издание альбома стало продолжением сотрудничества с японским музыкантом норвежского лейбла [OHM] Records.
20.07.2004
"Amlux" - CD
2002, Important Records, imprec002
Пожалуй, этот альбом известен не столько сам по себе, сколько по тому факту, что именно представленные на нём треки послужил исходным материалом для двойного ремикс-альбома Ikebana: Merzbow's Amlux Rebuilt, Reused and Recycled, изданного в прошлом году на Important recs. В том шумном проекте отметились все значимые электронные музыканты последней декады, так что культового статуса, повышенного внимания и многочисленных рецензий ему было не избежать. Сегодня попытаемся восстановить историческую справедливость и отдать должное оригиналу.
Это не самый выдающийся из альбомов Masami Akita. И до, и после него выходили пластинки куда более сильные и интересные. Но, тем не менее, "Amlux" подкупает своей простотой. В нем всё лаконично, без излишеств и маньеризма. Всё, начиная от упаковки и заканчивая самим материалом.
47 минут и 53 секунды звука, записанные в неизменной Bedroom Studio в 2001-2002 гг., поделены на 4 трека: Takemitsu, Looping Jane, Cow Cow и Luxurious Automobile (Krokodil Texas Mix). Нечетные композиции коротки и стремительны, четные, напротив, продолжительны и неспешны. Обратите внимание на Looping Jane - после прослушивания этого шедевра нойз-эмбиента все разговоры об экстремальности и неструктурированности музыки MERZBOW покажутся вам детским лепетом. Позволю себе ещё немного поворчать на свою излюбленную тему: люди, именуемые критиками и музыкальными журналистами, пишущие рецензии на пластинки Masami Akita, сдаётся мне, не слушали его альбомов года, этак, с 1996. В противном случае такие клише, как "камикадзе-нойзе", "неструктурированный поток грохота", "звуковой террор" давно бы прекратили хождение по страницам как виртуальных, так и вполне осязаемых журналов. Был некогда экстремальный Акита, не спорю… Был, да весь вышел… как правило, нелимитированным тиражом и преимущественно на metal-лейблах, вроде Relapse. С переходом на цифру всё изменилось. Приветствовать или сожалеть об этих метаморфозах - дело вкуса. Лично мне нравится. Всё, закрыли тему.
На конверт с диском помещен рекламный стикер, нахваливающий этот альбом. Более всех прочих меня поначалу удивил спич Thurston'а Moor'а (SONIC YOUTH): "Amlux is one of the more fantastic documents of Merzbow completely rocking. It is, like Kiss, hotter then Hell". Хмыкнув и поразмыслив, пришел я к выводу, что прав товарищ, сто раз прав, сукин сын. Действительно, структуры и текстуры "Amlux" вполне можно сравнить с плоским трехаккордным роком американского глэм-квартета. Более того, слух без особого труда вычленяет из ткани композиций то псевдо-гитарные рифы, то как бы сбивки ударных… Всё драйвово и до боли зубной знакомо - так играли, с поправкой на инструментарий, и KISS, и SWEET, и SLADE. О сугубо рОковой природе MERZBOW говорили давно и не без оснований, а если у вас остались сомнения - не сочтите за труд, послушайте этот альбом.
Короче: "You wanted the best, and you got the best… It is a hottest band is the world - … MERZBOW".
P.S. Если кто не в курсе - ремикс на Luxurious Automobile (Krokodil Texas Mix) помещен скрытым треком на пластинке "Merzbeat".
22.05.2004
"Frog+" - 2CD
2002, Misantropic Agenda, MAR 004
Амфибии вдохновляют творческих людей не впервые. Художники различных эпох и жанров так или иначе затрагивали лягушачью тему в своих текстах, полотнах, звуковых картинах. Но в отличие от, скажем, электроакустического композитора Полины Оливерос, MA не концентрирует внимание на особенностях sound, который производят земноводные, а, скорее, пытается погрузить слушателя в среду обитания лягушек посредством digital noise.
Беря в руки чёрный digipack, вы оказываетесь в ситуации Алисы, поддавшейся соблазну бутылочки со стикером "Drink Me". Привычные размеры резко меняются, земля уходит из-под ног и, закрыв глаза, вы понимаете, что находитесь на берегу пруда. Помимо искаженного всевозможным софтом квакания, которое просто обязано здесь присутствовать, вас окружает комариный писк, плеск воды, шелест травы и приглушённое пение птиц. Сложно назвать композиции "Frog+" нойзом - по настроению это, скорее, натуралистический ambient, фаршированный жёсткой электронной начинкой. Он то замирает, подобно цапле, на месте, то резко теряет устойчивость и срывается с места. Упругих и динамичных пьес немного, пожалуй, лишь открывающая релиз "Suzumebachi No Rinbi" может вызвать лёгкое головокружение при наблюдении за фигурами пилотажа, в ней запечатлёнными. Остальные композиции - идеальный background для "Путешествий натуралиста".
Надо отметить, что альбом "Frog+" - ни что иное, как дополненный вариант LP, выходившей ранее на этом же лейбле. На сей раз, помимо компакт-диска с оригинальными пьесами, в комплект вошел CD с 58 минутами дополнительного материала, коим стали треки с Frog-сессии и авторемиксы (а также screensaver для PC). Целесообразность такого шага выглядит неоднозначной. С одной стороны, мы получили в два раза больше за фактически ту же цену, но с другой… Если первый диск слушается на одном дыхании, то бонус утомляет. Самым интересным является 18-тиминутный эпос "Black Frog", который сочетает структуры статического radionoise и петли плотного гитарного звука. Последняя композиция - "Frog Variation #2" - присутствует ещё и на компиляции…
Итог таков: созерцательный материал, самый японский из всех альбомов MERZBOW. И не забудьте установить screensaver - по вашему монитору в сопровождении короткого хрустящего сэмпла будет дрейфовать, меняясь в размерах, раскорячившаяся лягушка.
26.10.2004
"Merzzow" - CD
2002, Opposite Records, OPCD 001
"Merzzow" - что-то вроде "Акитаслон" - представляет не концептуальную работу, а подборку треков. В пользу этого мнения свидетельствует стилистический разнобой, присутствующий на пластинке, количество пьес (11!) и тот факт, что некоторые композиции публиковались отдельно. В то же время смею вас заверить - пропустить мимо ушей этот альбом MA - значит проворонить одну из самых интересных работ как самого мэтра, так и жанра japanoise в целом.
Композиции альбома можно разделить на три группы. Первая треть - это шумовые вариации на темы музыкального наследия Ближнего Востока и п/о Индостан. Острая приправа нойза вчистую сбивает ту приторность, что делает восточную эстраду непригодной к употреблению. Особо рекомендую заглавную "Elephant Song" и "Inside Looking Out pt.I". Головокружительный аудиотуризм с гидом-японцем.
Идём дальше. Кроме Акиты, укутанного в пёстрый бухарский халат, обнаруживаем мы здесь и Акиту во фраке. В таком виде он манипулирует с сэмплами, надёрганными из пластинок с современной европейской симфонической музыкой. Получается, честно говоря, так себе, хотя нажитое с годами мастерство делает своё дело. Яркий образчик такого подхода - пьеса "Humming Bird" - уже была опубликована в качестве семидюймового сингла на LSD org. тиражом в 500 копий. Ночной кошмар выпускника дирижёрского отделения консерватории. В основе композиции использован сэмпл "Three Little Orchestra Pieses" пионера додекафонии Арнольда Шёнберга.
И последняя, самая немногочисленная диаспора конгломерата, населяющего дорожки этой кросс-культурной работы, это pure digital japanoise. На сей раз маэстро, похоже, чересчур увлекся использованием гитарного disrortion, который вязнет в мембранах барабанных перепонок.
И, в качестве довеска, немного фактического материала и полезной информации. "Merzzow" - первый (судя по номеру каталога) релиз лейбла Opposite Records. Всё оформление выполнено автором музыки, который, сдаётся мне, увлечён визуальным дизайном ничуть не меньше, чем созданием новых треков.
26.10.2004
"Merzbeat" - CD
2002, Important Records, imprec002
"I Love It Loud" - название старого хита KISS придётся здесь как нельзя более кстати. Очень ярко и динамично. Ни разу до выхода этого альбома MA не заходил так далеко на rock-территории. Во всём, от звучания до названий треков, "Merzbeat" - 100% rock-пластинка с ощутимым влиянием BLACK SABBATH (общая структура композиций) и LED ZEPPELIN (партии ударных). Всё предельно просто, без декадентских изысков и эстетства. Merzbeat-sound - это декорированные под hard-rock distorshion гитары, грубые барабанные петли, некоторое количество feedback и noise electronics.
Несмотря на то, что ритм-доминанта обозначена в названии пластинки, я бы не назвал партии ударных главными действующими лицами на этом пиршестве перегруженных каналов. Повторюсь: первую скрипку играют именно компоненты рок-музыки. Послушайте, например, "Forgotten Land", на три четверти состоящую из монохромного реверсивного рок-риффа. Или распробуйте коктейль "Shadow Barbarian", приправленный ускоренной dub'овой басс-линией и "индийскими" сэмплами. В прошлом своем воплощении эта композиция, если мне не изменяет память, именовалась "Kashmir" и принадлежала квартету Page / Plant / Johnes / Bonham. На оставшихся трёх (из пяти) дорожках музыка остаётся такой же тяжеловесной, монументальной и неповоротливой. А если учесть вопиющую неритмичность рока как такового, то мы вплотную подойдём к ответу на вопрос, который долгое время не давал мне покоя: "почему на прочих альбомах, где не то, что барабанов, даже откровенных повторений текстур отыскать практически невозможно, ритма, тем не менее, больше во сто крат?"
Последний - 66-й, если верить таймеру и 6-й, если прислушаться к голосу здравого смысла - трек диска является чужеродным элементом. Это изготовленный Jack Dangers ремикс на "Luxurious Automobile", финальную композицию с CD "Amlux", также выходившего на Important Records.
P.S. На этом история "Merzbeat" не заканчивается. В 2004 году на свет появился "Merzbird", который можно смело считать продолжателем традиций его предшественника. Угадайте, благодаря усилиям какого лейбла это произошло?
26.10.2004
"Animal Magnetism" - CD
2003, Alien8 Recordings, ALIENCD38
Что мне очень нравится в поздних (записанных после 2000 года) работах MERZBOW, так это потрясающее чувство юмора, меры и вкуса, которые неизменно проявляются на каждом свежевыпущенном альбоме. Пластинка "Animal Magnetism" не стала исключением. Но сначала немного справочного материала, столь необходимого в любой рецензии.
"Animal Magnetism" - это пятый альбом Masami Akita, вышедший на известном канадском лейбле (ранее на Alien8 Recordings были реализованы его же CDs "Akasha Gulva", "Space Metalizer", "Aqua Necromancer" и "Door Open at 8 am"), специализирующемся на шумовой музыке. Пластинка содержит 5 композиций общей продолжительностью в 74 минуты, в создании которых были использованы computer & guitar.
Помимо всего прочего, это уже второй альбом, на котором Акита проявляет интерес к фауне нашей планеты. Буквально несколькими месяцами ранее на Misanthropic Agenda появился на свет двойной CD "Frog +" (ему предшествовала одноименная одинарная promo-LP), а сейчас, когда я пишу эту рецензию, со дня на день мир будет осчастливлен еще и CD "SCSI Duck" (Fourth Dimension). На "Animal Magnetism" наш laptop-самурай обратил свой взгляд на домашних кур (и это накануне эпидемии "птичьего гриппа"!), голоса которых в безбожно искаженном виде присутствуют на многих композициях этого альбома.
Кроме того, характерной особенностью "цифрового" MERZBOW стал сухой sound, который Акита щедро рассыпал по трекам и этого альбома. Сквозь куриный гвалт и цифровой хруст регулярно пробивается слоистая гитара, ритмы (как вполне конкретный beat, так и абстрактные пульсации) и остатки былой роскоши - фрагменты белого шума. Всё это погружает вас в непередаваемую атмосферу, создать которую под силу лишь матёрому японскому автору. Послушайте "Animal Magnetism", и для вас ещё раз станет совершенно очевидной непреложная истина: есть хороший noise, есть плохой noise, а есть MERZBOW.
18.02.2004
"Live Magnetism" - CD
2003, Caminante Records, CAMI 001
Материал альбома "Animal Magnetism", сыгранный MA вживую в Swiss Institute - Contemporary Art в Нью-Йорке в декабре 2002 года, ставший первым релизом Camonante Records. Весь сэт маэстро, как и полагается, записан одним треком, который длится чуть более 56 минут. На этом фактическая часть рецензии завершена и нам не остаётся ничего иного, как удариться в лирику.
На информацию о том, что "Live Magnetism" является продолжением "Животного Магнетизма" можно не обращать внимания. Концертная программа напоминает свой студийный аналог лишь в общих чертах: отличий, как композиционных, так и звуковых, гораздо больше, нежели сходств. Если оригинал был наполнен достаточно динамичными композициями, в которых наряду с куриным гвалтом и овечьим блеянием присутствовали и гитара, и жёсткий ритмический каркас, то клон представляет собой аморфный noise-ambient, в котором время от времени угадываются то задушенные фильтрами поп-мелодии, то жёсткий цифровой drone. Присутствия голосов животных зафиксировано не было. Единый трек делится на несколько смысловых частей, что позволяет композиции развить все присутствующие в ней в завуалированной форме нюансы.
Другими словами, если не знать истории возникновения этого релиза, то можно принять его за самостоятельную программу. Классический материал MERZBOW 2000-2004 гг. Единственный минус - низкое качество записи, что для цифровой музыки, вообще-то, редкость.
26.10.2004
"Yoshinotsune" - CD (ltd. 500)
2003, Clu Clux Clam, C3R003
Выпущенный лейблом со стёбным названием, этот альбом МERZBOW представляет собой дальнейшее развитие куриной темы. Я полагаю, что нам предстоит ещё не единожды сталкиваться с такого рода проявлениями орнитофилии, потому с этого момента предлагаю выносить информацию о любви MA к пернатым за скобки. Предадимся анализу музыкальной составляющей релиза. На нём зафиксированы три композиции, которые займут чуть более 52 минут вашего времени.
Открывает альбом эпос "Ushiwaka Kurama Iri". Не для красного словца словечко "эпос" поместил я здесь - понимать его следует буквально. Это почти полчаса грубого ритуального бита, состоящего из намеренно криво вырезанной барабанной петли, на фоне которой развивается сюжет трека. Цифровой noise и feedback, перемежающийся с искореженной акустической гитарой, сметаются со своего пути милитаризированным гулом. Звучит монументально, статично и пугающе, особенно по мере добавления в панораму птичьего карканья. Последняя треть композиции, впрочем, утрачивает своеобразие и постепенно превращается в классический для MA шумовой поток, скрывающий под собой бой неведомых тамтамов.
Я вот что думаю: неплохо было бы ввести в оборот термин "hard-noise"! Употреблять его следовало бы непосредственно по отношению к музыке MERZBOW. В противном случае охарактеризовать пьесу "Hashiman Taro No Uta" (да и многие другие) будет крайне сложно. А как иначе, если в массе шума слух упорно вычленяет классический рифф, которым заполнена не одна тысяча пластинок, выпущенных с 70-х гг. вплоть до наших дней. Ну, разве что чуть более смазанно, да немного пошумнее будет. "Rock'n'roll forever", да и только.
"Yoshino No Yamazakura" - последний трек - выполнен, вероятно, не без влияния techno. Жесткие loops, шершавый звук и очень агрессивная форма подачи роднит его с детройтской модификацией этой музыки. Динамичный и яркий финал, в котором присутствуют все те элементы, которые составляют суть понятия "japanoise".
26.10.2004
"Offering" - CD (ltd. 505)
2004, Tantric Harmonies, TANTRA X23
Masami Akita - натура впечатлительная. Однако в отличие от прочих, не менее восприимчивых субъектов, впечатления которых исчезают где-то в коммуникациях центральной нервной системы, человек, стоящий за проектом MERZBOW с завидной регулярностью насыщает ими различные носители звука. Тот материал, что издан в марте 2004 года новгородским лейблом Tantric Harmonies, первоначально был подготовлен для концерта MERZBOW в Токио. Программа инспирирована творчеством чтимого в Японии новеллиста, адепта "черного юмора" Juran'а Hisao, в частности, его готическим детективным романом "Золотой волк".
На компакт-диске записаны два трека, дающие в совокупности более 47 минут странного для MERZBOW образца 2000-2004 гг. звука. Первая вещь - "Deep Sea" - удивляет отсутствием ставшего характерным для работ последних лет "песочного" sound. На смену ему приходит разнузданный густой и почти аналоговый кисель, который, беснуясь и бесчинствуя, время от времени заливает все прочие компоненты. Его оппонентом на протяжении всей композиции выступает не абстрактный, намеченный пунктиром помех, текстурными loop'ами, а вполне материальный ритм. И вот здесь кроется изюмина этой пластинки: единый и неизменный ритмический каркас то и дело обрастает новыми тканями. В качестве таковых выступают петли традиционной джазовой/роковой перкуссии, бонги, рёв, очень похожий на истошные вопли Roland TB303 bass-line, шелест металлических листов… да чёрт его знает что еще. Предлагаю окрестить все это безобразие trance noise и поставить еще одну "галочку" в личном деле Masami Akita за новаторский азарт и нежелание останавливаться на достигнутом. Если проводить параллели с другими альбомами этого же автора-исполнителя, то "Offering" придется двоюродным братом "Merzbeat" (Important, 2003).
Не разрушает этого впечатления и второй номер программы - пьеса "The Light". Однако здесь событийный ряд претерпевает ряд изменений. Во-первых, появляется та "песочность", о которой я говорил выше. Во-вторых, пульс повествования учащается за счет привлечения натуральных jungle drums, присутствие которых столь же интенсивно, сколь и скоротечно. Ближе к финалу чёткие линии и ясно различимые партии (инструментов?) начинают ломаться, дробиться и, наконец, растворяются в стене pure noise.
Послевкусие от прослушивания "Offering" - это транс, тотальный и подчиняющий себе без остатка.
30.05.2004
"Mini Cycle / Yoshino Tamago / Yonos Bigfoot" - 3"CD
2004, [OHM] Records, 1.5 OHM
Трехдюймовый EP MERZBOW продолжает серию норвежского лейбла, в которой, по всей видимости, выходит исключительно live-материал, записанный представителями интернациональной noise-community. События, запечатлённые на диске, происходили в Осло 28 марта 2003 года в студии Radio Nova, после чего файл подвергся дальнейшей коррекции в домашней студии МА. Звук извлекался, само собой, из powerbook, использовались сэмплы, аналогового оборудования рядом с мэтром замечено не было.
Результат - почти 18-минутный трек - являет собой live-версию трех композиций, название которых и вынесено на обложку. Как минимум две из них являются продолжением "птичьей" темы, уже не первый год терзающей воспалённый мозг МА. А если учесть, что имя, вернее, кличка "Yoshino" встречается в дискографии MERZBOW не впервые, то смею предположить, что значительная доля альбомов, как вышедших, так и уже намеченных, ни что иное, как аудио-портрет домашнего питомца.
Несмотря на то, что трек один, границы композиций, в него включенных, без труда фиксируются на слух. Интродукция, которой является "Mini Cycle", демонстрирует кратковременный comeback MERZBOW к свои корням - коллажной музыке. На "Яшином яйце" ("Yoshino Tamago") в ход идут глубинные ритмические структуры, засыпанные пушистой стружкой цифрового шороха. Кульминация событий фиксируется на границе с "Yonos Bigfoot", после чего акустическое буйство постепенно сходит на нет. И, разумеется, практически на протяжении звучания всех трех композиций, слух (скорее самого МА, нежели наш) услаждают голоса пернатых - Yoshino & Yonos. Клинический случай.
Необязательный релиз, отсутствие которого в вашей коллекции никем замечено не будет. Оформление выполнил Lasse Marhaug.
26.10.2004
"Merzbird" - CD
2004, Important Records, imprec040
Говорят, что Оливье Мессиан, один из основоположников формального метода, считал птиц прирождёнными музыкантами. Мол, не только на слух умел отличать он голос того или иного пернатого, но и создал систему знаков для записи птичьего пения. Ходят слухи, что как и Св. Франциск Ассизский, он часами слушал эту музыку, и ни в грош не ставил свои собственные композиторские заслуги. Масами Акита тоже любит птиц. Чем дальше - тем больше. Но странною любовью.
Альбом "Merzbird" открывает вальс "Черный лебедь" ("Black Swan"). Поверх монотонного воспроизведения трёхчетвертной петли вспениваются волны сухого и рассыпчатого нойза. Затем следуют даб "Мандариновая утка" ("Mandarin Duck"), покоящийся на эмуляции рок-риффа "Эму" ("Emu"), минимал-попрыгушки "Королевский голубь" ("Victoria Crowned Pigeon") и "Белый павлин" ("White Peafowl"), а завершается всё размашистой и гулкой пьесой "Коричневый пеликан" ("Brown Pelican"). Перед нами Красная книга стареющего дадаиста.
Стилистически близкий к "Merzbeat" (imprec004), дополненный фотографией Акиты, выполненной в эстетике true black metal, это диск вас не удивит. Всё это вы уже слышали. Более того, всё это вам ещё не раз предстоит услышать. Новизна этого альбома не бьёт в лицо, не режет слух, она ведёт себя крайне деликатно и приподнимает вуаль лишь после длительного знакомства. Для европейской музыкальной традиции характерно понятие "транскрипции". Речь может идти, например, о переложении скрипичной сонаты для её исполнения на клавесине. На мой взгляд, в последние лет десять Масами Акита занимается тем же самым, с той лишь разницей, что адаптирует "под себя" не ту или иную пьесу, а тот или иной саунд или его фрагменты. На уже упомянутом "Merzbeat" это бросалось в глаза - вот поклон в сторону Брина Джонса, вот реверанс в адрес PAN SONIC… Новая работа демонстрирует возросшее мастерство интерпретатора. Эти прочтения не столь одномерны, развешивать ярлыки теперь совсем не просто. В первые секунды "Mandarin Duck" доминирует ритм-секция, будто бы вырезанная с одного из альбомов MUSLIMGAUZE, однако в следующий момент это сходство растворяется в наслоениях брейков и сбивок. Самый массивный трек - "Emu" - это явный гитарный рифф, который просачивается откуда-то из-под пола, превращаясь в тяжёлый монотонный эмбиент. И так далее.
Такие вот птички. Всем, кому претит орнитология, предлагаю утешиться тем фактом, что не так давно на Important Records вышел новый альбом нашего героя - "Merzbuddah" (imprec052). Продолжение следует.
11.08.2005
"Sha Mo 3000" - CD (ltd. 999)
2004, Essence Music, ESS003
Бразилия - идеальный плацдарм для появления на свет альбомов Масами Акиты. Там, как нигде более, бесконечные сериалы подготовили народ к восприятию непрерывного потока его релизов. "MERZBOW против латиноамериканских кино-концернов", - вот где была бы битва титанов. Отрадно, что помимо меня факт сей осознали люди, стоящие у руля молодого лейбла Essence Music.
Материал этого компакт-диска (на ещё боле лимитированной версии присутствует добавочный live-трек "Brazil") инспирирован двумя вещами: японской игрой Shamo и бразильской психоделической группой MÓDULO 1000. Но интересен альбом отнюдь не этим, а тем, что на нём отчетливо проявилась очередная тенденция генезиса MERZBOW - переход от чистого дигитального саунда к компромиссному варианту. Помимо компьютера на "Sha Mo 3000" Масами Акита играет на гитаре и аналоговом EMS-синтезаторе, чем, должен признать, изрядно оживляет приевшиеся лэптоп-ландшафты. Тот факт, что в этот же период появилась целая стайка таких "синтетических" альбомов, позволяет нам констатировать следующее: развитие голого цифрового Мерцбау-саунда завершено. Вдали маячат новые горизонты.
Альбом очень хорош. Не монотонный, не однообразный, созданный, как единый массив, он именно таким и воспринимается. Меня позабавил первый трек этой пластинки ("Suzunami"): на старте он практически один в один повторяет Galakthorrö-саунд времен "Children of God". Виновен в этом не автор, а уже упоминавшийся синтезатор EMS - машина имеет настолько характерное звучание и так неповоротлива, что выдать на ней нечто эдакое практически невозможно. Все (пять) пьесы выдержаны в лучших традициях psychedelic structured noise: приглушённая перкуссия, загнанная в тесные петли; перегруженные гитары; куриный гвалт и плотные текстуры. Это месиво с треском и шипением тяжело протискивается сквозь картон рупоров громкоговорителей. Всё в целом звучит как пластинка LED ZEPPELIN, прослушиваемая на предельной громкости и на разных скоростях через слабые динамики, как MUSLIMGAUSE, увлёкшийся хард-роком.
Обложка "Sha Mo 3000" позволяет говорить о том, что эта работа стала продолжением японских "Куриных историй". Голоса двух домашних питомцев Акиты - Yoshino и Yonosuke - также в обязательном порядке присутствуют в фонограмме альбома. В том, что продолжение не заставит себя ждать, никто не сомневается.
18.07.2005