Машинное отделение новости рецензии тексты лейбл контакты ссылки

LINIJA MASS

"Genus Ferrum / Staleprokat" - 7" (ltd. 300)
2000, Membrum Debile Propaganda, 6000-45

Linija Mass - Genus Ferrum / Staleprokat
Дебют на виниле проекта А. Лебедева-Фронтова следует считать самой слабой из тех его работ, что я слышал. Если эта пластинка, выпущенная в количестве трёх сотен, по той или иной причине не попадёт в ваши руки, биться в истерике не стоит. Материал не просто неинтересен, он скучен, а о деньгах, которые придётся отдать за семь дюймов винила, не станут жалеть лишь коллекционеры.

Композиции, на пластинке запечатлённые, посвящены тяжёлой промышленности. "Genus Ferrum" - отчёт об успехах молодых советских машиностроительных предприятий, "Staleprokat" - как следует уже из названия, рассказ о трудовых победах рабочих металлургических комбинатов. С музыкальной точки зрения и тут и там - плёночные петли, отчасти разбавленные производственными шумами. И если на первой стороне сохраняется какое-то подобие ритма и наличествует как бы развитие темы (меняется интенсивность шума), то перевернув пластинку, вы не услышите ничего, кроме запечатленного в виниле шума прокатного цеха и традиционного для ЛИНИИ МАСС фрагмента радио-риторики.

Оформлена пластинка так, словно люди, создававшие artwork, понятия не имели, над чем они работают. Вместо рабочих в грязных робах, которым тут просто необходимо быть, на обложке маршируют лысые, как колено, физкультурники в традиционных для этой братии сатиновых трусах. Словом, несуразность этого релиза оправдывает лишь его уникальность с точки зрения истории.

12.10.2004

"Proletkult" - LP
2001, Membrum Debile Propaganda, 6000-50

Linija Mass - Proletkult
Механический гимн битве, которая была проиграна задолго до того момента, когда первые полки развернули на поле боя свои знамена. Это поражение было предопределено серьёзными стратегическими ошибками на уровне начальников штабов. И Томазо Маринетти, и Луиджи Руссоло, как показывает время, оказались не более, чем реставраторами бьющегося в агонии европейского искусства. Композиторы современности не актуальны? Хорошо, пусть в симфониях ревут паровозные гудки и слышится железная поступь толп. Звучание симфонических оркестров не способно воплотить полёт новой музыкальной мысли? Тогда заменим их машинами, производящими музыку. При этом сама музыка осталась прежней, изменилась лишь аранжировка и форма подачи. Нет барабанов, но их замещает лязг гидропрессов. Отправлены в отставку струнные, да, но разве не им пытаются подражать воздушные компрессоры? И так далее по списку. "Искусство шумов" оказалось мыльным пузырём, но какова была идея!!!

Пожалуй, именно красотой замысла на протяжении пары десятков лет упивается Александр Лебедев-Фронтов, воплощающий в рамках ЛИНИИ МАСС заветы итальянских мечтателей. Долгоиграющая пластинка "Пролеткульт", изданная на древнем немецком лейбле, звучит разнообразнее и производит более благоприятное впечатление, нежели её предшественница. Композиции выстроены с большей изобретательностью, тщательнее выполнены коллажи, хотя близость к конкретной музыке остаётся просто вопиющей. И самое главное, появилась самоирония, которая позволяет не превратиться этой затее в диагноз. Здесь и фрагмент речи Ильича о трудовой дисциплине, и диалог с диспетчером, заимствованный, по всей видимости, из древнего учебного фильма. Но более прочего впечатляет экстатично-абсурдистский опус "Фабрика Гроз" самого А.Л.-Ф., стилизованный под льющийся из репродуктора монолог. Такие "разговоры с воздухом" сближают ЛИНИЮ МАСС с проектом Аркадия Семёнова и Ивана Соколовского СОЛДАТ СЕМЁНОВ с той лишь разницей, что москвичи ориентируются не на авангард 20-х гг., а на музыкально-поэтические мистерии Genesis P-Orridge & PTV.

Из инструментальных (если так можно сказать) треков отмечу "Gastev/Totalnaja Mobilizacija", в котором мелькают элементы электро-нойза, с которым Лебедев-Фронтов предпочитает работать в рамках другого проекта - VETROPHONIA.

Помимо черного диска-гиганта конверт содержит вкладыш со статьёй автора, посвященной юбилею манифеста "Искусство шумов" и кучу забавной всякой всячины (авторские открытки, реклама лейбла Ultra, номер питерской НБП-листовки "Смерчъ").

12.10.2004

"Eiserne Revolution" - 12" (ltd. 400)
2001, Membrum Debile Propaganda, 6000-52

Linija Mass - Eiserne Revolution
Колоссом Родосским высится фигура Александра Лебедева-Фронтова на фоне заходящего солнца постиндустриального мира. Потомкам предстоит оценить, сколь много сделано этим человеком для развития музыки машин и промышленных цехов. Однако сумерки истории не помешают нам уже сегодня воздать должное Маринетти наших дней.

ЛИНИЯ МАСС - проект Александра, направленный на сохранение эстетики футуризма в ее изначальной форме, без оглядок на современность и последние тенденции в музыке. Когда слушаешь эти индустриально-шумовые коллажи, создается впечатление, что мир вернулся лет на 70 назад. Как будто не было ни Второй мировой, ни научно-технического скачка 60-70-х, ни рок-н-ролла, ни PC. Мир предстает вселенской стройкой, на которой морлоки-стахановцы исполняют чаяния коллективного разума, заключенного в недра машины разума.

Характерно, что при записи своих композиций Александр не использует ни электроники, ни компьютеров. Его методы работы схожи с подходом ныне покойного Брина Джонса (MUSLIMGAUZE), искренне презиравшего сэмплеры и программу Cubase. Старые грампластики, радиоэфир, плёночные петли - такими нехитрыми средствами рождается музыка утопического бунта машин. Дадаизм Воли против Абсурда Современного мира.

"Железная революция" - 12-дюймовый сингл, вышедший на немецком лейбле Membrum Debile Propoganda (ранее здесь выходили 7-дюймовка "Genus Ferrum/Staleprokat" и полноформатная работа "Proletkult"). На диске - две композиции (с идентичными названиями), характерным отличием которых от других работ Мастера является наличие весьма интенсивного ритмического каркаса, на котором крепятся прочие элементы звукоряда. Ритмопространство, то замедляясь и расслаиваясь, то ускоряясь вновь, подчиняет своей железной логике развитие музыки: застывшие на месте струнные стаккато, трубный зов палаточных лагерей штурмовых отрядов, рёв авиамоторов, сообщающих новую геометрию небесной тверди… Это искусство можно назвать "массовым" лишь в том смысле, что оно создано для того, чтобы повелевать массами. Как и бессмертное "Время, вперёд!" Георгия Свиридова, "Железную революцию" обуревает необузданная энергетика и темпы первых пятилеток.

Поверх пластов звуков голос Александра неспешно, словно приговор, начитывает свой манифест:

…Планета воем расколота,
Гремит последняя мантра.
Бей в небо-вагину молотом
Аэро-фаллос завтра.

Наш бог - сталь,
Железобетон - душа,
Стеной океан восстал,
Воспев железное завтра.

Всем, интересующимся ur-realism-искусством, настоятельно рекомендую ознакомиться с этим образчиком утопического ожидания неизбежного в своей справедливости века машин, столь отличного от клонированных голливудами терминаторов.

P.S. Конверт помимо пластинки содержит манифест "Триумф стали" Авангардистского движения и несколько номеров "Смерч" - боевого листка питерского отделения Национал-большевистской партии с публикациями как самого Лебедева-Фронтова, так и некоего тов. Индустриального.

28.03.2004

"Pas d'Acier" - 10" (ltd. 300)
2002, Der Angriff Nr. 4 (Prometheus PYRO Alpha)

Linija Mass - Pas d'Acier
Эстетика футуризма, шумы машиностроительных и сталелитейных гигантов, голоса поэтов и дикторов центрального радио, слагающих оды передовикам магнитостроев и днепрогэсов, - всё это равными дозами распределено между бороздками чёрного 10-дюймового винила, изданного питерским лейблом Der Angriff. Пластинка "Pas d'Acier", пожалуй, главного проекта Александра Лебедева-Фронтова открывает серию "Prometheus", в которой предполагается издание ограниченным тиражом самобытных российских индустриальных проектов.

Две композиции альбома являются ни чем иным, как музыкой для футуристического балета "Стальной скок". Начинаются они с непритязательных электрических потрескиваний и шелеста листового металла, постепенно обрастая плотью симфонических сэмплов, фрагментов речей, треска граммофонных пластинок, сигналов горнистов, пробуждаясь к жизни механической пульсацией станков. Разумеется, всё это есть ни что иное, как стилизация под мировоззрение будетлян 20-30-хх гг., которые намеревались скинуть с парохода современности Пушкина. "Человечество стремится в будущее: новые открытия в космосе, новые свершения на Земле", - вещает голос с пластинки. Сколь наивными представляются их устремления человечеству, пережившему пост-модерн, и без лишнего пафоса вышвырнувшему за борт многих достойных, от Скрябина до Штокгаузена. Кто следующий?

К настоящему моменту стилистика ЛИНИИ МАСС устоялась, поэтому матёрый поклонник old-school industrial и musique concrete, вряд ли найдёт в этой работе что-то новое. Впрочем, смею полагать, что новшества - это как раз то, чему в музыке сей быть совершенно не обязательно. Новаторство уступает место идеологической насыщенности музыки как вида искусства, способного манифестировать приоритеты метафизического Человека Труда. В этом плане напрашиваются параллели с инфернальным гением советской литературы Платоновым, атаковавшим сознание читателя хтоничекой мощью угольных шахт и слепой яростью машин. К подавляющему большинству проектов Лебедева-Фронтова вполне применим термин "ретроградизм", понятие, автором которого являются музыканты LAIBACH (пожалуй, эстетика ранних записей словенских концептуалистов вполне сопоставима с ЛИНИЕЙ МАСС).

В завершение не без пафоса отметим, что особую ценность пластинке придаёт тот факт, что издана она в престижном формате и на российском лейбле. Коллекционность издания, помимо ограниченного тиража и элитарности винила самого по себе, подкрепляется уникальным оформлением, содержащим две открытки, а так же оттиск печати А.Лебедева-Фронтова на внутренней стороне конверта.

28.03.2004

"Triumph Stali" - 10" (ltd. 330)
2004, Der Angriff Nr. 19

Linija Mass - Troumph Stali
Александр Лебедев-Фронтов продолжает с упрямством кузнечного пресса производить на свет всё новые и новые работы своего магистрального проекта ЛИНИЯ МАСС. На сей раз нам предложен продукт, получивший вполне предсказуемое наименование "Триумф стали". Издана работа неутомимым Der Angriff на ставшем традиционном для лейбла и Фронтова десятидюймовом виниле. По всей видимости, существует некий тайный сговор между производителем и автором, который, дабы избежать бунта техники, предполагает возможность прослушивания новых работ мастера исключительно на аналоговом оборудовании.

Вас вероятно интересует, что содержит этот EP, на обложке которого ощетинился стальными хелицерами несущийся сквозь Бурю Равноденствия сокологлавый вестник Нового Эона? Да ничего, отвечу я вам. В смысле, ничего принципиально нового, неожиданного и ранее невиданного здесь нет. Всё та же ориентация на lo-fi звучание, коллажи, составленные из шума механизмов, записей ораторов (как оригинальных, так и стилизованного под речь репродуктора голоса самого АЛФ), милитари-фрагментов… Вместе с тем, назвать эту пластинку тривиальной язык как-то не поворачивается.

Титульная композиция оккупировала сторону "А". Игла тонарма снимает с поверхности винила невнятный эфирный шорох, который обрывается ритуальным механическим ритмом и шумовой тарабарщиной. Лебедев-Фронтов голосом, искаженным фильтрами, читает текст своего гимна "Триумф стали". Вот, собственно, и всё. Если вы полагаете, что здесь недостаточно соответствующих духу работы эпитетов, обратите свой взор на предыдущие рецензии ЛИНИИ МАСС, вырежьте всё, вам понравившееся, и перенесите сюда. Смысл не изменится, а вы заодно попрактикуетесь в технике cut-up.

Перевернув диск, слушатель натыкается на "Марш Машин" - ещё одно звуковое полотно, в точности сконструированное по вышеозначенному чертежу. Забавный казус - судя по звукам, на пластинке запечатлённым, первоначально машины маршировать напрочь отказываются. Об этом свидетельствует звук буксующих агрегатов и постоянно доносящаяся команда: "Вперёд!". Когда же механизированный отряд срывается с места, голос вожатого превращается в вопль, который тонет в сильно замедленной оперной партии какого-то шаляпина. Вероятно, назойливость была подавлена в прямом смысле. Судьба этого несчастного - предупреждение любому, кто вознамерится указать на метастазы кризиса, замеченные в продукции ЛИНИИ МАСС. Посему я ставлю финальную точку и удаляюсь.

21.07.2004
Внутренние ссылки:
STALNOY PAKT - "Decima Mas/Il Principe Nero"
VETROPHONIA - "Космический рейс"

Внешние ссылки:
Membrum Debile Propaganda - http://www.membrumdebile.de
Галерея работ А.Лебедева-Фронтова на industrialmusic.ru - http://industrialmusic.ru/docs/art/galleries/lebedev-frontov
Галерея работ А.Лебедева-Фронтова на сайте НБП-инфо - http://nbp-info.ru/nbart/lf/index.html

новости : рецензии : тексты : лейбл : контакты : ссылки
оптимизирован под MS IE 5.0+ 1024х768
© 2004 Radionoise.ru