"Nature Never Produces The Same Beats Twice" - CD
2006, Nexsound, ns44
Как не всякая птица долетит до середины Днепра, так и редкий альбом нынче обходится без худо-бедно скроенной концепции. Вынь этот стержень - и нанизанные друг на друга звуки рассыплются, как нитка лопнувшего жемчуга. Если так пойдёт дальше, то, пожалуй, вместо музыки мне и моим коллегам придётся оценивать степень изящества идеи, положенной в её основу. Но я, кажется, отвлёкся. Украинская idm-дива Катя Заволока известна экспериментами, в ходе которых она предпринимала попытки соединить в одной упряжке сухоньких техно-лошадок с экспонатами фольклорного бестиария. Практически все треки её предыдущих альбомов были скроены по единому шаблону: знакомые каждому любителю "интеллигентной танцевальной музыки" звуки и вывернутые наизнанку ритмы - как могли - уживались с фрагментами народных мелодий и отрывками песен малороссов. Не могу сказать, что полученный результат нанёс сокрушительное поражение моему скепсису, но некоторые композиции были и впрямь хороши. Но не фольклором единым - новый альбом Заволоки есть ни что иное, как попытка изготовить всё ту же музыку на ритмической основе, полученной из природного материала. Немаловажно и то, что в работе помимо Кати принимала участие её германская коллега, поэтесса и музыкант Анти Грейе (aka AGF).
Первое, что бросается в глаза - структура альбома. Если ранее опусы, выходившие под маркой ZAVOLOKA, тянулись по шесть-семь минут и успевали нагнать тоску, то на этот раз скучать никому не придётся. В компакт-диск звучанием в пятьдесят минут девушкам удалось впихнуть аккурат пятьдесят композиций. Краткость стала ли причиной, или таков был общий замысел, но события внутри каждой пьесы развиваются с невиданной доселе скоростью. Звук стал куда сочнее, цифровой сухомятки почти не осталось, но для того, чтобы голова не пошла кругом, нужно иметь крепкий вестибулярный аппарат. Все треки разбиты на пять циклов, каждый из которых соответствует той звуковой среде, которая столь щедро одарила исходниками охотниц за звуками. Это луга, специи, кустарники, цветы. Самыми щедрыми оказались деревья - из их шума удалось изготовить семнадцать композиций. Впрочем, при прослушивании становится очевидным, что флоры оказалось недостаточно, поэтому в дело пошли хорошо знакомые фрагменты народных песен, а также вокальные опыты одной из товарок. Вывод, который напрашивается сам собой по окончанию прослушивания альбома, в полной мере согласуется с тезисом, вынесенным на обложку - действительно, ни один из ритмов во всех пятидесяти композициях не был повторен дважды. Кроме того, ритмическая составляющая всех треков - это своего рода ссылка в непомерно разросшемся гипертексте, которым сегодня является электронная музыка. Минимал-техно, перемолотый в мелкую крошку драм-н-бэйс, туповатый хаус и монотонный транс - это и много другое, как оказалось, колосится, вырабатывает хлорофилл, опыляет друг друга и цветет буквально у нас под ногами. Нужно только уметь слушать.