"Scale Points On The Fever Curve" - CD
2004, Emanem, 4099
Альбом заслуживает особо пристального внимания. Потому, что здесь играет Дерек Бэйли, "штокхаузен гитары", один из самых влиятельных музыкантов прошлого века, открывший массу доселе невиданных способов обращения с этим архаичным инструментом. Он начал с джаза, прошёл извилистыми тропами додекафонии и с середины 70-х, после выхода хрестоматийного "Improvisation", разбил лагерь на пустующей в те годы территории свободной музыки.
Особенно хорош Бэйли тогда, когда делит сцену со своими коллегами. Первая встреча с американским виртуозом Мило Файном состоялась в 1983 во время турне гитариста по Северной Америке и, нужно полагать, не прошла бесследно. Поэтому когда двадцать лет спустя Файна в очередной раз занесло из Миннесоты в Лондон, было решено воспользоваться случаем и запечатлеть процесс общения на плёнке. Заокеанский гость арендовал ударные и фортепиано, а также распаковал привезенные с родины кларнеты. Бэйли сохранил верность видавшему виды Gibson ES-175, оснащённому педалью громкости. В результате было записано около часа потрясающей музыки - предсказуемой и неожиданной одновременно.
Дерек Бэйли непреклонен - за три десятка лет его манера игры не изменилась ни на йоту, оставаясь импровизацией, втиснутой в прокрустово ложе личных предпочтений. Он упивается каждой нотой, извлеченной из инструмента, касаясь струн только тогда, когда выжмет всё возможное из предыдущего пассажа. Гитара звучит тихо, гипнотизируя и не отпуская ни на секунду. Мило Файн контрапунктирует ударными, в унисон стучит по клавишам электропиано и выдавливает диссонирующие ноты из кларнетов. Около часа записанного материала поделено на четыре неровные порции и издано на компакт-диске на английском Emanem. В результате сложно отделаться от мнения, что на всём, к чему ни прикоснётся Дерек Бэйли, с неизбежностью будет красоваться ярлык "классика импровизационной музыки".