"Fairly Early With Postscripts" - CD
1999, Emanem, 4027
Композиции, из которых составлена эта компиляция, складываются в пусть и поверхностную, но иллюстративную ретроспективу гитариста-импровизатора Дерека Бэйли (1931-2005). Издатели поместили на компакт-диск фрагменты выступлений английского виртуоза, имеющиеся в архиве лейбла. Студийные и концертные записи наглядно демонстрируют, что в понимании Бэйли есть сольная работа с инструментом, и чем она отличается от игры в паре с саксофонистом или в составе трио. Безусловно, откровений на диске нет. Звучание и манера этого музыканта растиражированы десятками лейблов на сотнях записей, многие из них дополнены обстоятельными комментариями специалистов. Нововведения внесены в энциклопедии, снабжены ярлычками и уже заняли место в истории музыки ХХ века. Но именно здесь, на этой разномастной подборке, в этих акустических стоп-кадрах, без суеты и спешки можно рассмотреть генезис гитариста.
Записанные единым треком шесть ранних пьес 1971 года - это переход через Рубикон. Здесь Бэйли находится под влиянием додекафонии Веберна и Берга; от джаза, который был дня него отправной точкой, не осталось и следа. Исполнено на электрической гитаре с педалью громкости. Дилогия "Rehearsal Extract" запечатлела дуэль с ещё одним мэтром импровизационной музыки, постоянным клиентом Emanem, Энтони Брэкстоном. Он первым сошёл с дистанции - саксофон не устоял против 19-струнной акустической гитары. Любопытно, что интереснее прочих звучат пьесы, в которых Бэйли играет на гитаре, завязанной в пару с усилителем. Его unplugged опусы впечатляют куда меньше - доказательство тому "Tunnel Hearing", фрагментарные "Extra Free" и два постскриптума. Но самым слабым местом компиляции стали два трека с записями трио Бэйли-Картер-Стивенс. Вырванные из контекста и купированные до шести минут не вызывают они ничего, кроме недоумения. Изюминкой в этом аудио-пудинге стали ломтики любительской записи, сделанные кем-то где-то на каком-то из лондонских квартирников. Бэйли бряцает на акустической гитаре, сопровождая соло дурашливыми комментариями, или, в лучших традициях AMM, подыгрывает репортажам, звучащим по радио. Среди фраз, брошенных им между делом, встречаются классические философемы. О том, например, что музыка строит себя сама и мешать ей - последнее дело.