Интервью с Аллой Загайкевич
Ваш компакт-диск издан лейблом Nexsound, который до того выпускал более доступную для широкой аудитории музыку. Комфортно ли Вы чувствуете себя среди музыкантов, работающих в рамках не столь формальной музыки? Насколько силён синдром "белой вороны" среди композиторов с университетским образованием?
Начнём с того, что меня действительно отличает от музыкантов, представленных лейблом Nexsound. Электронная музыка - это только часть моей творческой жизни. Кроме неё есть симфоническая и камерная музыка, опера, киномузыка… И так будет всегда! А у моих коллег-электронщиков той, "другой" музыки, пожалуй, никогда не будет. Это кардинальное отличие. Я замечательно там себя чувствую по той причине, что украинские электронщики, издаваемые Nexsound, начиная с самого Андрей Кириченко - действительно близкий мне тип музыкантов - слышащие, интонирующие… Больше всего они напоминают пост-джазовых инструменталистов "new improvisation music". Я очень люблю привлекать в свои проекты людей такого склада… Аудитории, правда, бывает нелегко слушать меня и музыкантов Nexsound "рядом"… Но и моя камерная и симфоническая музыка тоже существует не для "ласкания" слуха…
Ловлю на слове: для чего существует Ваша музыка?
Поймали. Скажем так: "не для ласкания слуха", а его включения. Слух, как глаз, или кончики пальцев - для того чтобы ощутить услышанное, как несомненную реальность, её "присутствие" и временную "организацию". Музыка - попытка организовать мир "звуковым образом".
То есть точку зрения Кейджа о том, что мир - это и есть организованная музыка, а задача музыканта состоит в том, чтобы сделать эту организованность очевидной, Вы не разделяете?
Да мне вот кажется, что это один и тот же процесс. Речь ведь не идёт о неких "социальных" задачах "омузыкаливания" реальности, а о полномерности, "тождественности" "мира" и "музыки": музыка не "часть", а "целое".
"Motus" - это единственный диск с Вашей музыкой, или написанные Вами композиции ранее уже издавались? Как часто появляются такого рода предложения и от кого они поступают?
Это действительно первый изданный "авторский" диск. Есть несколько CD с международного фестиваля "2 Дня и 2 Ночи" новой музыки в Одессе с отдельными произведениями, а также мультимедийные диски с партитурами, записями в MP3-формате, изданными Ассоциацией Новая музыка в Украине:
"Two days and two night of new music. 1988-2000" CD Association New Music
"Candours of Mistery" Multimedia Database of Ukrainian Women Composers
"New music of Ukraine: сomposers, works, performers" Multimedia Database
Последнее время больше всего спрашивают о саунд-треке фильма "Мамай", но пока реальных предложений его издать не было…
Авторский диск - это веха, этап или просто закономерный результат ежедневного труда? Насколько важен и значим для Вас этот кусочек пластмассы?
Да мне вообще сложно говорить о чём-то уже "ставшем"… как-то идентифицировать себя с уже прожитой музыкой… Больше всего удивило внимание художника Виталия Котенджи (все, кто получили диск, обязательно говорили об очень "точной" живописи, специально созданной для совсем не формальной "коробки")…
Есть ли своя специфика у киномузыки? У музыки для театра?
Вероятно, есть только одно важное отличие - организация формы и времени: в театре и кино мы имеем дело с фрагментированностью, особой часто "разомкнутой" формой, "обрывами", "акцентами" времени… Ну и конечно, соподчинённость музыки со средствами кино-языка и театра, плюс стилистика, необходимость "стилистического" ансамбля.
Насколько часто Ваша музыка звучит в залах? Что это за залы? Консерватории, университеты, сцены фестивалей?
Чаще всего, это фестивали современной музыки в разных залах - филармонии, театры, консерватории, радио-компании, центры современного искусства, но также и ночные клубы, кинотеатры… Всё зависит от намерений и возможностей организаторов. Иногда я делаю некие "сольные" проекты в своих любимых залах.
Бытует мнение, что основное отличие современного композитора от, скажем, лэптоп-музыканта заключается в том, что первый движется в рамках уже существующей традиции, а второй - делает всё на свой страх и риск, без ссылки на авторитеты. Насколько это соответствует [Вашей] действительности?
По-моему, всё происходит прямо противоположным образом. Как раз электронщики любят себя как-то там идентифицировать, классифицировать… Они намного менее свободны - общий опыт "работы со звуком" ровно в два раза меньше "композиторского", успевшего уже в акустике что-то сделать… Мало того, что такой музыкант ограничен средствами электронной "композиции" (а если это лэптоп-музыка, то там практически не избежать повторений композиционных технологий, типов синтеза и процессоров обработки, etc.), так ещё и из-за принципиальной ограниченности формобразования (практически неизбежной в импровизационной музыке) лэптоп-электронщики постоянно натыкаются на собственные отражения… Так мне, по крайней мере, часто видится… Что до композиторской электроники, то единственным авторитетом там для меня всегда остаётся авторская концепция и слух. Электроникой здесь меньше всего занимаются люди, оглядывающиеся на авторитеты… они, скорее, сами ими затем и становятся (Булез, Штокхаузен, Ноно… список длинный…).
Если я правильно Вас понял, то речь идёт вот о чем: существует два типа преемственностей. Классическая - "учитель-ученик", существующая в рамках школ, когда композитор наследует композитору. Вторая, назовем её техническая, когда группа музыкантов невольно следует за разработчиками аппаратуры или программного обеспечения. И, по Вашему мнению, вторая категория музыкантов/композиторов находится в более тесных рамках, правильно?
"Рамки" - это, конечно, уровень талантливости… но "клише" и узнаваемость в электронике является абсолютно нормальным явлением: "самоидентификация" - первое дело. Я именно это имела в виду. Гораздо чаще, чем "канонами программы", народ ограничен формальными (форма + время) средствами…
В каких традициях мыслит себя композитор Алла Загайкевич? К какой линии преемственности себя относит, кто является для неё ориентирами, за чьей музыкой она следит с особым пристрастием?
Да не моё это дело - думать о преемственности… Некая самоидентификация с "новомодерным дискурсом" (в отличии от "пост-модерна" минималистического или постромантического…) как-то, возможно, осознаётся… Что до собственно электронных традиций…
Моё обучение в институте IRCAM при Цетре Помпиду, конечно, сформировало некие стартовые позиции (типично "иркамовская" детальная работа на уровне спектров звуков, электроакустика, как "игра" с акустической природой в рамках авторской концепции электронного звука). Не менее важна ещё одна парижская школа INA-GRM при Radio-France - внимательно слежу, например, за творчеством А. Vinao. Много чрезвычайно интересного нахожу у молодых литовцев (S. Nakas, R. Majulis). Пожалуй, назову ещё направление "new complexity" и B. Pauset. Здесь не столь важно, электроника это или акустика… Важны звуковые концепции, идеи, музыкальное мышление в разрезе актуальности, что ли…
Тем не менее, в Ваших репликах то и дело мелькает слово "концепция". О какой концепции идёт речь: распространяется ли она на всю Вашу музыку, или речь идёт о локальных концепциях, применимых к конкретному произведению?
Именно, индивидуальное и очень осмысленное отношение ко всему производимому звуковому целому.
С какой целью Вы обратились к электронным и цифровым технологиям для создания музыки? Чем плох тот набор средств, который достался в наследство от европейской музыкальной традиции?
Да, собственно, сама "европейская музыкальная традиция" и взрастила вначале органологию (как науку о развитии инструментария), идею "синтеза", как "инаковости" тембра, - вначале инструментального, затем и электронного… В 30-е годы Варез и другие композиторы полным ходом использовали волны Мартено (тип клавишного Терменвокса, который появился ещё раньше), а ведь были ещё и футуристы с руссолофонами и прочими шумогенерирующими инструментами… В общем, электроника была просто неизбежна. Европейской культуре именно и свойственна трансцендентность, выход "за пределы". В момент моего композиторского "рождения" электроника уже не была чем-то радикальным в своей идее. Самое важное в электронных средствах - пластичность, "собственноручное" изготовление тембра, моделирование пространства и времени, невозможного инструментальными средствами (ограниченными, например технологиями звукоизвлечения, дыханием, диапазонами, etc…). Есть ещё генерируемая композиция (composition generative), которая также весьма важна для меня, некий тип контролируемой компьютерной импровизации…
Правомерно ли утверждение, что в наши дни европейская музыкальная традиция ассимилировала электронную музыку, что этот компонент более не является чужеродным и отторжения не происходит? Электронный инструменты звучали у Мессиана, Штокхаузена, Ксенакса, Субботника, Ниблока… Можно говорить о том, что их труд не прошел даром?
Ну вот, и Вы подтверждаете мои предыдущие высказывания… Некоторые из них (Мессиан) - действительно использовали только готовые электронные инструменты (волны Мартено), как дополнительный инструмент, другие (остальные, перечисленные Вами) - действительно занимались синтезом, алгоритмической композицией, часами и месяцами высиживали (и до сих пор некоторые высиживают) в студиях, создавая абсолютно индивидуальные, "личные" инструменты, тембры и фактуры.
Пожалуй, я взял бы на себя смелость назвать Вашу манеру работы с электронным звуком "деликатной". Что является сдерживающим фактором?
А почему "сдерживающим"? Деликатность, особенно последовательная, - страшная сила, в искусстве, по крайней мере. И что "деликатнее"? Нежное верчение ручки тон-генератора, или "внедрение" в тембры блок-флейт и сюрреалистичное их "сращивание" с семплами гонга и шума моря?
Но ведь Вы замираете в полушаге от электроакустики? Почему? Это Ве ваш метод, или же балансировать на грани гораздо интереснее?
А разве электроакустика - это стиль? Мне всегда казалось, что жанр. Электроакустическая пьеса (не-пьеса, перформанс, etc.) с акустическими инструментами (источниками), с tape и (или) live…
Я не сказал "стиль". Речь шла именно о методе, но мне кажется, этим Вы и ответили на мой вопрос. Почему в отличие от многих Ваших коллег, изучающих современную музыку в европейских университетах, Вы не пускаетесь во все тяжкие нойза?
Здесь нужна небольшая справка - само наличие нойза (ШУМА), это ещё совсем не радикализм. KOTRA вот у нас чуть ли не песни на тон-генераторах играет - нежные такие, распевные… У моего коллеги Лахенмана нет ни одного электронного сочинения, но радикальнее концепции ШУМА, пожалуй ни у кого другого нет. У него там и деконструкция в Лакановском ключе, и собственная концепция времени… в общем, то, что звучит, - только шумы, необычные приёмы игры на привычных акустических инструментах, притом в хороших записях это практически "электроника" (Gran Torso в исполнении квартета Arditti, например). "Все тяжкие" для меня - это область концепций, идей, авторского индивидуализма.
Нет, под словом "нойз" я не имел в виду какую-то особенную громкость, резкость звука, или что-нибудь подобное. В данном случае подразумевалось выведение на поверхность структуры композиции, ситуации, в которых эти рёбра жесткости начинают вытеснять музыку как таковую. Или такого рода "игра в кубики" Вам не интересна?
Вытеснение музыки? А что вытеснять, если это "мой предмет"? Нойз - это та же "музыка", требующая работы слуха (просто вывалить гору краски из тюбика - далеко недостаточно, хотя ох как нравится в первое мгновение). "Ребра жёсткости" - очень хорошо сказано, это мне близко… Но странное дело! Впервые приходится объяснять, почему моя музыка "музыкальна", обычно, оправдываюсь, почему такая шумная ("To escape, to breathe, to keep silence", или видео-инсталляция "Времена года на Майдане").
В пресс-релизе Nexsound'а я прочёл, что начинали Вы в составе ансамбля народной музыки. Сейчас это contemporary music. Что было между двумя этими полюсами?
Вы мне льстите! До ансамбля аутентичного пения Древо (при Киевской консерватории) были 7 лет фортепиано в музшколе, 4 года теоретического отдела музучилища, а параллельно с фольком - факультатив органа, ну и конечно факультет композиции. Древо, да и вообще аутентика - это некая идеологическая "предтеча" электроники, как "другой" музыки, "другой", альтернативной и замкнутой культуры... Плюс, конечно, импровизация, как основа народного музицирования. А вообще, играть люблю! Орган, фортепиано, клавесин - приходилось и свою, и чужую музыку в концертах и на запись играть…
Вы не могли бы рассказать о людях, которые исполняют Вашу музыку? Contemporary Acoustic Trio, ансамбль FRESCOS - что это за коллективы, каким образом они существуют, и как часто им приходится работать с оригинальным композиторским материалом?
Contemporary Acoustic Trio - возник в начале 90-х. Лидер - потрясающе гибкий и разноликий скрипач Сергей Охримчук (аутентика, джаз, contemporary music, new improvisation music). Гитарист - Михаил Стрельников, фанатичный приверженец современной музыки, коих среди академических гитаристов мне не довелось видеть нигде, кроме глубокой Европы. Партия баяна пока - переходное знамя, поскольку Виталий Клименко из первого состава CAT - редко появляется в Киеве, да и вообще в музыке. Ребята начинали как ново-ипровизационный коллектив, стали открытием международного фестиваля импровизационной музыки "Новая Территория" в Киеве в 1993 (первый и единственный фестиваль Александра Нестерова), переиграли массу музыки киевской молодежи, часто записывались для моей киномузыки. С Охримчуком есть несколько отдельных электроакустических проектов (To escape, to breathe, to keep silence, Monodia, Motus-Cantos).
FRESCOS - одеский коллектив, существующий лет 15 - со студенческих лет их руководителя Вадима Ларчикова. Играют на многих фестивалях за рубежом и Украине. (
http://de.geocities.com/the_frescos/ - и не только… есть некая информация). Это коллектив принципиально не импровизационный - работают только с авторской музыкой.
Музыка, которая звучит на диске "Motus", написана специально для этих музыкантов и ансамблей, или те или иные вариации в составе исполнителей допускались с самого начала? Скажем, композиция для скрипки, гитары и аккордиона изначально создавалась для такого набора инструментов, или то, что мы слышим в исполнении Contemporary Acoustic Trio - транскрипция?
Ну что вы! Зачем? Композитору всегда интереснее писать новое, чем переделывать старое… всё писалось для конкретных музыкантов с учётом их возможностей.
Но ведь большая часть серьёзной музыки - это музыка, написанная для конкретных составов, а не музыкантов! Потому пьеса для аккордиона, скрипки и гитары могла быть написана для инструментов, а не для трио CAT, разве нет?
"Не отрываясь от земли" - пьеса специфическая - партитура совмещает как строго нотированное письмо, так и специальную графику для руководства "импровизацией" - там постоянное балансирование между "землей" (строгой нотацией) и "не-землей" - импровизацией на фактуру, указанную мной. То есть она написана для музыканантов - профессионалов и импровизаторов в одном лице. Писалось только для САТ, других таких не знаю… Переделывать для другого состава сложно - все увязано именно на конкретике сочетания тембров скрипки, баяна и гитары. В CD пьеса попала имеено из-за её "свободного" происхождения…
Ваша деятельность связана не только с музыкой как таковой, но и с организационной работой. Что такое Центр электронной музыки? Насколько активно государство в поддержке таких центров и насколько украинские власти заинтересованы в развитии в стране современного искусства?
Насколько понимаю, речь идет о студии электронной музыки, созданной мной во время формирования кафедры музыкально-информационных технологий. "Организационная работа" - совершенно закономерная часть деятельности композитора, и не только в нашей стране. Очень важно существование "процесса" в области электронной музыки - творчество, концерты, обучение. Когда в Киеве начала звучать электронная музыка (первый мой проект электронной музыки с произведениями из IRCAM прозвучал на фестивале "Березилля" - 1997), гораздо легче стало общаться и со студентами-композиторами, и с коллегами постарше. Вопрос о власти… "очень риторичен"… На уровне деклараций - безусловно, но в смысле самого механизма финансирования - далеко не первостепенен. Впрочем, все проекты, связанные с Союзом композиторов, пусть на минимальном уровне, были профинансированы (Электроакустика-2003, 2005, EM-VISIA-2005). Надеюсь, что удастся "укрепить позиции" и в дальнейшем.
Можете ли Вы поделиться информацией о том, как обстоят дела с новой музыкой в Украине? Имена коллег, названия коллективов - словом всё, на что следует обратить внимание?
Новая музыка в Украине - это и композиторы (не останавливаясь на хорошо известном старшем поколении, включительно с В. Сильвестровым, Л. Грабовским, Е. Станковичем) - Святослав Луньов (
http://anm.odessa.ua/mic/u-Lunyov.html), Данило Перцов, (имеюще произведения как симфонические, так и электронные), Сергей Пилютиков (
http://www.anm.odessa.ua/mic/u-Pilyutykov.html), Александр Щетинский (
http://home.nord.vostok.net/shchet/),… Список может быть очень большим… Страна-то!!!
Исполнители - Евгений Громов, апологет новой музыки, особенно её авангардной части, включительно с Булезом и Штокхаузеном, играющий мощно и увлечённо… Ансамбли… здесь фигурируют академическая "Киевская камерата", солисты которой могут играть "ВСЁ", но репертуар очень неровен, коллектив государственный. В разряде "фестивальных" групп, то есть с временным финансированием, а значит и репетиционным процессом: "Рикошет" (рук. С. Пилютиков), Ансамбль Новой Музыки (рук. композитор В. Рунчак), (Киев), одесские "Фрески" (рук. В. Ларчиков), львовский "Кластер" (рук. И. Небесный), ровенское "Новое исполнительство" (рук. П. Товстуха)… Должно быть, конечно, в 10 раз больше всего… Но, наверное, остальная часть "новой музыки" - это "неакадемисты", со своим "полем" деятельности.
"Новой музыке" в Украине (да и в России, и прочих постсоветских пространствах) приходится "проживать" не только "свою жизнь". Поскольку настоящего полнокровного модерна и авангарда (не считая 60-ников) в музыке как бы "не было", многие композиторы, (не говоря о слушателях) даже не заметили существование Веберна, Булеза или Берио. Произошел такой плавный переход позднего романтизма в постромантизм и прочие колыбельно-убаюкивающие музыки. Дескать - все "интегрировалось", точнее - усреднилось и заснуло. Поэтому у НАС дел много.
12.2005