ИНТЕРВЬЮ С SALA
SALA - что это? Кто это? Сколько вас и с какой целью вы собрались?
Вопрос, в общем, не из простых. Дело в том, что у нас нет твёрдого line-up, и музыканты, которые участвуют в каком-либо отдельном перфомансе или записи, постоянно меняются. Это зависит от многого: стилистики, идеологического направления, свободного времени и так далее. В каком-то смысле это ограничивает, но в то же самое время и освобождает. Но это не значит, что SALA - это команда каких-то анархистов или что-то в этом роде. Уже несколько лет, как у корней проекта стоят три-четыре человека. Мы постоянно разбегаемся и снова встречаемся, делаем что-то через почту, e-mail. Сейчас трое из нас живут в разных городах, но это никак не мешает, я бы даже сказал, наоборот. Например, Vashold, который есть самый большой fan W.Burroughs'а, качается между Роттердамом и Барселоной, а сейчас думает о Марокко. Вылетает из времени в пространство. Другой, Minius, единственный из нас настоящий музыкант, работает в столице Литвы, Вильнюсе. У него есть dark drum'n'bass проект SOVIJUS - с этаким симфоническим background'ом. Я сам работаю звукорежиссёром в местном центре культуры… неплохое прибежище для авангардиста, который всё свободное время отдаёт Магии Хаоса.
SALA - это музыкальная часть какого-то проекта или нечто самостоятельное?
Сначала это была часть, зачатый ребёнок, алхимия, но потом он вышел из времени и уже более десяти лет ходит в пространстве на своих ногах. Кстати, он уже пережил своих родителей и постоянно мутирует. Я не знаю конечной цели, может, её вообще нет, а может, мы ещё не знаем её, но пока есть экстаз - мы идём. Надеюсь, что к Свету… или в Ад.
Есть ли у вас параллельные проекты?
Да, сайд-проекты у нас есть, но… не могу сказать, что они связаны с музыкой. Может, только Minius поглощен звуком, у него есть SOVIJUS, у него есть ZPOAN VTENZ - древние языческие фолк-песни с современными ритмами, несколько лет назад вышел дебютный CD в Англии, в нём я играю на перкуссии. Vashold пишет и рисует, он в пути, он - это звезда. Я сам играю в 2-3 группах, которые не имеют ничего общего с тем, что мы делаем с SALA.
Не мог бы ты перечислить ваши релизы: названия, даты выходов, лейблы…?
Я не буду перечислять наши записи на кассетах - всё слишком разбросано, и к тому же, боюсь, что даже у меня самого не хватает нескольких кассет… потерянная история для глухих историков. Что касается CD, вот список, пожалуйста: "En/Trance", "Single", "Shcut ente Ring worts", "Our Phuture is Sexed", "Alas", "Virpesis live" и "Mediasala" (mp3, pictures, video). Также уже записан новый альбом "To Heal We Go" - время выхода по настроению. Все релизы выпущены Galafron Rec. - наша собственная компания. "Alas" переиздан Tantric Harmonies (Нижний Новгород).
На мой взгляд, некоторые ваши композиции с альбома "Alas" вполне вписываются в tribal стилистику. Как вы сами определяете ту эстетику, в которой работаете?
Правда всегда одна: мы играем ритуальную музыку, и многие наши композиции - это просто документы реальных обрядов. Иногда весь сонарный материал проходит через многочисленные изменения и как результат становится неузнаваемым, но фактически он "действует" как audio sigil - зашифрованное выражение Воли. Игра с огнём, но дело стоит свеч! "Alas", да, он немножко tribal, и уж в самом деле наибольший pagan из наших альбомов. В то время мы исследовали эту парадигму.
Что значит слово SALA? Есть ли у него какое-то конкретное значение, или же это просто некая фонетическая печать, полученная тем или иным образом?
SALA - литовское слово, которое переводится как "остров", в самом вульгарном смысле. Но каждый может интерпретировать это значение по-своему, я думаю, само слово напрашивается на это. Мы не искали название - весь проект родился на одном острове, где мы жили неделю и по вечерам, не имея ничего лучшего, играли на импровизированной перкуссии: частях свалившихся деревьев, камнях и тому подобном, всём, что попадало под руку. Примитивизм и экстатическое исследование транса. Вернувшись, мы решили продолжить всё это в студии, так "остров" был перенесён через пространство и блуждает по сей день. Наверное, сейчас он оброс новыми слоями и подводными кореньями - каждый может трактовать то, что мы делаем, по-своему.
Почему именно Магия? Чем эта форма познания лучше других? Или же именно в магическом контексте вы ощущаете себя гармоничнее всего?
Он не лучше и не хуже других форм. Но открывает более широкое поле возможностей, поскольку там мы контактируем с многочисленными "мирами" или "реальностями" - если физика одной такой "реальности" не способна выполнить то или иное задание, его вполне можно выполнить в другой. Я отправляюсь в мир духов или в некое другое онейристическое пространство, делаю там своё дело, и несу результаты здесь и сюда. Сталкинг, шаманы всегда были сталкерами. И говоря о магии, мы подразумеваем не только выполнение каких-то предписанных заранее ритуалов или обрядов, которые часто превращаются в экстаз смеха… люди-то мы действительно весёлые, и вызвать Бафомета можно не только поливая кровью алтарь, скажу по практике. Миром правит ведьмовство, когда ты живёшь в этой парадигме, да, ощущаешь себя гармоничнее - если есть с чем сравнивать. Или хаотичнее - после возвращения в хаос нормальности. То, что мы делаем и чем интересуемся сейчас, по облику отличается от того, чем баловались пять или семь лет назад. Сейчас мы больше в Магии W.Burroughs, B.Gysin - это ведьмовство слова, сонология безумия, cut-up technologies.
На вашем альбоме "Alas" присутствует женский вокал - это значит, что девушки участвуют в ваших ритуалах наряду с мужчинами или голос был добавлен позже?
Дело тут было в той же самой гармонии: наверное, мы всегда, хотя иногда только подсознательно, чувствуем что этому, чисто мужскому, потному, проявлению экстаза нужен более мягкий, светлый противовес. Сексуальность Солнца и Луны. Действие - вечный восторг, как сказал У.Блейк. "Alas" был записан действительно спонтанно, но сразу было ясно, что без королевы мы не обойдемся. Лай собак не спугнул соловья.
Можно ли сказать, что ваша музыка во время ритуалов - это 100% автоматизм? То есть, играете, по сути, не вы, а… назвать это можно как угодно, но, думаю, вопрос понятен.
90% спонтанности и автоматизма, а остальное… пусть это будет очень специальный план "как изменить Мир". Иногда мы коротко советуемся, что делать, особенно перед живыми выступлениями, но во многих случаях дело переходит все намеченные рамки. Когда ты играешь - ты попросту знаешь, что делать дальше, какие кнопки нажать или что выкрикнуть. В этом-то и вся прелесть. Я помню, однажды мы выступали на фестивале авангардной музыки, и по замыслу пригласили ансамбль старинной фолк-песни. Барабанный бой, ураганный нойз, кто-то из нас валяется и кричит на сцене, а квинтет фольклористов стоит с серьезными лицами (и, наверное, намерениями), ожидая какой-то команды свыше. Правда, потом всё пошло и к концу выступления они уже выкрикивали собачьи заклинания не хуже нас!
SALA - это замкнутая вселенная или же вы открыты для вливаний свежей крови? Привлекаются ли для записей музыканты со стороны?
На записях - почти никогда, но на перфомансах иногда такое происходит. Да, это придаёт свежей крови в смысле идей, с другой стороны, бывает не так легко войти в резонанс. Тут наши мнения немного расходятся: я стою за чистоту породы, другие же думают иначе. Но мы как-то находим золотую середину. Да и люди, которых приглашаем - знакомые, единомышленники. Но как я уже сказал раньше - я лично предполагаю обходиться своими средствами.
Мне показалось, что многие ваши рисунки напоминают графические упражнения A.Crowley. Имеете ли вы какое-то отношение к Thelema?
Когда-то такой интерес был, но не сейчас. Если уж говорить о магических парадигмах, то нам ближе всего магия Хаоса. Также руны и всё, что идёт изнутри… и магия слова. Если смотреть с этой стороны, то все наши записи имеют магический смысл.
Насколько Магия Хаоса или Thelema распространены в Латвии? Я полагаю, что после самоликвидации СССР произошел всплеск интереса к фольклору - так обычно бывает в похожих ситуациях. Но ведь те практики, которыми занимаетесь вы, это совершенно другое.
Нездоровый всплеск интереса - я бы добавил. Вдруг всё это стало модным, все эти фолк-собрания, лагери, семинары… То что было в андерграунде, всплыло на поверхность. Полагаю, что кто-то даже зарабатывает на этом. У нас самих сильные языческие корни, наверное, мы понимаем язычество немного иначе, чем, скажем, люди из языческой организации "Romula" - они следуют традиции, все эти народные песни, обряды земли, костюмы и т.п. Это великолепно и их можно лишь хвалить, но мы играем немножко другими картами. Наше язычество - более постмодернистское, dada paganizm, мы идем в киберпространство, тут что-то techno в нашем паганизме и в магии. Неследуя предписанным законам, мы создаём свою традицию. А боги? Что боги… я думаю, что даже в мобильном телефоне живет дух… и я могу спеть его песню Силы.
07.2004