Машинное отделение новости рецензии тексты лейбл контакты ссылки

РЕКВИЕМ ПО IDM: интервью с Дмитрием Федоренко (KOTRA)

Kotra
Насколько я знаю, Ваш путь в цифровую музыку был, в общем-то, традиционен. Увлечение свободным джазом и математическое образование преломились в эксперименты с интеллектуальным техно, а позже привели Вас к работе в области микротональной электроники. Всё верно?

В общем - да, наверное, так. Правда с терминами… Техно - это скорее исключения в моём потоке, так, время от времени, как обрезки от основного куска работы.

А чем не устроил джаз? К тому же, насколько я понимаю, это был весьма свободный джаз.

Ну, это был не совсем джаз. Скорее джазовый подход, что ли. И опять же, мы много как импровизировали, так и занимались нормальным песнестроением. Не устроил чем? Не джаз не устроил, а вся возня с эмоциями живой музыки. Кроме того цифра открыла мне очень много сильных точек. Пришлось отучиваться играть на басу, я его уже лет 7 не брал в руки...
Кто из западных музыкантов интересен для Вас? Я знаю, что Вы работали с Кимом Касконе, как Вам понравился результат вашего сотрудничества? Есть ли люди, с которыми Вы бы очень хотели сделать совместные проекты, но пока что не было такой возможности?

С Касконе да, интересно получилось. Он, безусловно, очень сильная личность. Но сейчас мне наиболее интересны импровизаторы. Лейблы Erstwhile, For4ears... там для меня сейчас самое живое происходит. Их постоянные комбинации музыкантов, выступления, релизы - всё настолько плотно, цельно... а также такие сумасшедшие люди как испанский лейбл Alku! Они очень разные в подходах, но очень одинаковые в силе своей реализации… почти чистое вдохновение.

Вот как? Очень интересно! Но ведь тот саунд, который представлен на двух Ваших последних альбомах, весьма далёк от импровизационной музыки как таковой. Каким образом Вы планируете приблизиться к этой территории, если вообще планируете такой шаг? Опять возьмётесь за бас-гитару?

Вот потому и интересно. Это для меня и есть развитие. Кроме того, "Dissilient" и "Acute" уже совсем не последние релизы. Очень скоро выйдет масса нового импров-материала, который я записал за последний год. Хотя должен сказать, что и от программирования музыки я отказываться совершенно не собираюсь. Бас брать не буду. Есть много куда более интересных способов получать звуки.

Ага, новый материал: где выйдет?

Лейблы: Alku, Zeromoon, Bivouac, Nexsound и ещё поищу куда деть. Там будут и уже вышли живие выступления, инсталляции с выставок, студийные импровизации и даже один кухонный (буквально) джем с Андреем Кириченко и Юрием Кулишенко из MOGLASS (см. рецензию на альбом "Curious Kitchen" - прим. МО).

Хорошо, но тогда давайте попытаемся выяснить: чем отличается импровизация, представленная на пластинках вышеназванных лейблов, от "джазового подхода"? Насколько я понимаю, свой сегодняшний интерес к импровизационной музыке вы как back to roots не расцениваете?

Да, я понимаю, что звучит странно. Попробую объяснить. Дело в том, что мне нужно было уйти от таких моментов как аккупунктура, техника игры, ноты и прочие атрибуты классической школы живой музыки. От всего, чему научили в музыкальной школе. Мне нужно было научиться думать более абстрактно в музыке, крутить в голове всё совсем по-другому. Для этого я буквально начал разучиваться всему тому, что умел раньше и учиться дружить с машинами. И вот теперь, когда я себя чувствую достаточно свободно, я могу прийти в импров со своим собственным багажом умений, знаний и чувствований. Это что-то вроде перерождения, наверное.

Знакомство с машинами проходило параллельно со знакомством с машинистами? Или Вы сознательно воздерживаетесь от копания в истории и персоналиях электронной музыки чтобы ненароком не попасть под влияние какого-либо веяния/направления?

Да, только слушал музыку и всё. Никаких теорий/биографий долгое время не читал совсем. А периодами не слушал ничего чужого.

Если не секрет, каким програмным обеспечением пользуетесь?

Sound Forge, Nuendo 2.0. Ни Reaktor, ни Max/MSP, ни какие другие грануляторо-генераторы музыки никогда не использовал.

Почему? Принципиально? Интересно, как проходил процесс сотрудничества с Кимом Касконе, ведь он, насколько мне известно, большой любитель Max/MSP?

Да нет, не принципиально. Просто меня очень часто причисляют к тусовке любителей гранулярного синтеза, и если уж вопрос о софте всплыл, то я и решил сразу все точки расставить. А с Касконе работалось хорошо. Когда работаешь с профессионалом, то не приходиться думать о его технических предпочтениях.

Кроме Вас и ещё двух-трёх имен в новоиспеченных странах Евросоюза совсем немного цифровых музыкантов. То же самое касается, скажем, Прибалтики, Финлядндии. Ситуация выглядит тем более странной, что, скажем, в России IDM-проекты плодятся как кролики. Нет ли у Вас мыслей на сей счет? Отчего микроволна, глитч и прочие прелести - абсолютно неходовой товар в наших краях?

Ну, если мы говорим о IDM, то, наверное, да, в России это направление получило сильный толчок. Наверное, то же можно сказать и о глитче, микроволне, но с моей точки зрения это мёртвые направления, давно мёртвые. В России вообще очень странное развитие многих форм музыки, как, например, страшнейший затык на ранних индастриал и пост-индастриал концепциях; понимание нойза как концепта, тогда как даже такие пионеры, как MERZBOW уже давно формулируют свою музыку исключительно с точки зрения чистого звука, без добавления каких-либо протестных манифестов и прочей околоиндустриальной туфты.

В чистом виде айдиемом, глитчем и микроволной в Украине не занимается никто, это факт. Но это и к лучшему. Из всех известных мне украинских музыкантов никто не работает ни в какой "классической" школе, что меня очень радует. Прибалтика, в свою очередь, также уже успела вырастить некоторое количество уникумов, которые действительно стараются конструировать не "в стиль", или направление, но рубят стену в новом месте. Пять-десять уникальных генераторов в стране куда лучше армии тупых клонов-копиров. Ту же Финляндию уже спокойно можно поздравить даже с теми из немногих гениев, которых эта маленькая страна дала миру.

Микроволна и глитч в России? Странно, я старательно слежу за этой сценой, но вот так, навскидку, не припомню работ в этой стилистике. Разве что THEODOR BASTARD с альбомом "BossaNova_Trip", да и тот был выполнен исключительно г-ном Старостиным. IDM - это есть, причём в избытке. Более того, интеллектуальное техно активно развивается в провинции (Ижевск, Челябинск), а не только в столицах.

Я скорее говорил про айдием в данном случае. Хотя и на слова "микроволна" и "глитч" реагирую довольно агрессивно.

Kotra
То есть KOTRA - это ни то, ни другое? Кстати, не могли бы Вы как-то прокомментировать название треков на "Dissilient"? С точки зрения рядового потребителя музыки рядом со всеми этими "минусами" и "плюсами" шатается масса теней забытых предков. Ikeda, например.

Ни то, ни другое. Включите "Dissilient" хотя бы на 1 киловатт звука и всё, начинаются совсем другие танцы. Дело всё в том, что я пишу музыку на довольно больших громкостях, и играю также очень очень громко. Микроволной моя музыка может казаться, только если слушать диск на пластмассовых колонках и на приемлемой для мамы, папы и соседей громкости.

По названиям треков всё просто на самом-то деле. Никаких линков на Икеду я не делал. Мне просто нужно было разбить композиции на части и для этого нужно было взять два максимально простых и абстрактных слова. Это могли быть и 0/1 и синий/зеленый и тепло/холодно. Вот и всё, собственно. Раньше, когда я видел, как люди линкуют вот эти вот "минусы" с "плюсами" на Икеду, то немного расстраивался, а теперь даже весело наблюдать за такими стараниями.

Не было пластмассовых колонок! Теперь по поводу пареллелизма: ведь это закономерно! Я понимаю, что журналистов можно обвинить в узости мышления, но и Вы, и Икеда находитесь, пусть и условно, в одном контексте, и такие пересечения бросаются в глаза. Скажем, если некая рок-группа назовет свою композицию "Hotter than Hell", то на это никто и внимания не обратит и не станет проводить никаких параллелей. Что касается стилистических привязок - на российской компиляции, вышедшей на SOI Tapes (Ярославль) представлен Ваш трек, который по всем параметрам является pure harsh noise. Часто Вы позволяете себе такие экскурсы на сторону?

Дело не в узкости мышления, а в игре в терминологический пинг-понг. Нравиться игра - играешь. Просто интересно иногда отслеживать, кого на что раскрутит звук, или слово, или пиксель какой-нибудь. Хотя я конечно же и сам начинаю задумываться, выбрал бы я слова plus и minus, если бы не...

А что касается harsh noise, то это опять же был отскок. Эксперимент в эксперименте, что ли. Такие экскурсы неплохо развивают. У меня довольно много вышло ремиксов и просто отдельных трэков на компиляциях, которые звучат абсолютно не в потоке, некоторые очень мягко, как например новый ремикс на Андрея Кириченко, который совсем недавно вышел в мр3 на Nexsound. Для меня такие зондирования незнакомых местностей создают хороший объём в голове, это очень полезно, если не хочешь превратиться в кусок тупого и мёртвого бетона, который в какой-то момент начинает буксовать на одном месте, не умея склеить ничего нового.

А пластмассовые колонки, это на самом деле не к Вам. Судя по Вашим текстам, я позволю себе предположить, что музыку Вы слушаете смакуя, по максимуму. Просто microsound и microwave уж очень сильно унаследовали всё самое плохое из IDM, и совсем не хочется пропитываться теми же значениями.

Я не люблю IDM просто потому, что он мне не нравится. Микроволна и глитч, на мой взгляд, гораздо ближе к нойзу, чем к своим пращурам. Так что же такое плохое досталось им от предков?

А вот я как раз IDM очень любил на заре его существования, до тех пор, пока не началось тиражирование одинаковых мелкодробильных музык и альбомов, сгенерированных программой Max/MSP. Хотя по сухим и идеально отшлифованным звукам AUTECHRE иногда скучаю.

На самом деле и IDM'у, и глитчу в некотором смысле просто не повезло. Если бы существование этих стилей было бы таким же коротким, как и звуки, которые там используются, то наверняка эти стили остались бы блестящими колючками в истории развития музыки. Но мало музыкантов, которые обладают достаточно сильными личностными энергиями, достаточными, чтобы использовать программу Max/MSP. Как правило, программа использует их. Max просто сожрал и выровнял очень многих музыкантов. Можно послушать совместный релиз MERZBOW и Kim Cascone на Sub Rosa и услышать, в какую выцветшую тряпочку превратился Масами Акита под весом Max/MSP, и насколько легко там себя чувствует Касконе. По сути, вся эта микрохрень сейчас звучит как разные альбомы одной программы. Хотя, наверное, это только часть истории. Должно быть, есть ещё какие-то моменты.

А то, что глитч ближе к нойзу, для меня мало значит. Глитч нифига не выразителен сейчас, микроволна полностью кастрирована. Эту музыку можно только думать, но не слушать. Дело в том, что абстрактное искусство может гораздо глубже, быстрее и проще проникать внутрь слушателя, но только если эта абстракция подается не как эстетское блядство типа "не_для_всех", или только для знающих_и_понимающих. Глитч, как и тот же харш-нойз, настолько туп, что почти не имеет живых коммуникативных ручек-ножек, или скажем губ, которыми он может общаться со слушателем. Харш-нойз может поддерживать свое существование только как форма протеста, как антитеза к чему-либо, потому как без противопоставления эта музыка просто подохнет. Тоже самое можно сказать и о глитче и микроволне, которые существуют как интеллектуальные рудименты, которые не могут существовать автономно, без какой-либо поддержки со стороны.

IDM был хорош до тех пор, пока не стал intelligent. Сlicks'n'cuts был хорош, пока само слово обозначало лишь один маленький, прикольный и веселый экспериментик с прыгающим диском. Но не более.

Мне же нравится музыка, которая завораживает и забирает внимание даже когда человек не находится в том культурном слое, из которого эта музыка вышла. Мне нравится сила экспрессии абстрактного искусства, такая роскошь, как сделать выступление из двух синусоид, и людям было бы действительно интересно дослушать это до конца и попросить играть ещё.

Для меня нойз - это совсем не панацея. Я использую этот термин по отношению к своей музыке исключительно из-за его простоты и яркости звучания.

Экспрессия в Вашей музыке - откуда она? Ваш земляк и, наверное, коллега Андрей Кириченко звучит не в пример спокойнее и рассудительнее, почти на грани эмбиента.

Не могу сказать точно. Я пробовал что-то в эмбиенте делать. Но остается такой страшный осадок неудовлетворенности и незаконченности... Я себя чувствую хорошо только после того, как заканчиваю писать, буквально падаю без сил. Мне нужен очень сильный пик реализации, а "умное" звучание оставляет меня страшно голодным. Мне нужна физиология, когда высокие частоты чувствуешь зубами и глазницами, когда больно, или наоборот, приятно.

А Андрея я всем рекомендую слушать живьем. Он настоящий гений живых выступлений.

Теперь об эмоциях. Мне нравится гротескный improv&noise, такие команды как JAZZKAMMER, FE-MAIL, DEL... Ваша же музыка очень серьёзна. Имеется в виду не академическая серьезность, а именно эмоциональная. В ней есть место юмору?

Нет, юмора нет, это точно. Я не очень люблю эмоциональное искусство. Мне нравится состояние, когда я не могу сказать, смешно мне, или грустно. Мне нравится искусство, которое не навязывает мне какую-либо эмоцию. Мне гораздо интереснее работать с чистыми формами, импульсами, когда конечный продукт находится на таком уровне тонкой абстракции, куда эмоции уже не пролазят. Те же FE-MAIL - отличный проект, но почему-то слушать его очень часто мне не захотелось, уж очень много там было прямых кодов зашито, прочитав которые становится не так интересно исследовать музыку дальше.

Kotra
Не так давно в Киеве отыграла команда российских музыкантов: Евгений Вороновский (CISFINITUM), Алексей Борисов, дуэт CD-R. Присутствовали ли Вы на их выступлении, и если да, то как они Вам понравились?

Этот концерт организовывал я. Всё получилось более чем отлично! Публика была в огромном восторге, как и музыканты. Очень хороший концерт.

А чем Вы руководствовались, когда приглашали музыкантов? Почему именно они? То есть с Борисовым и Вороновским как раз всё понятно. А как на счет Стаса и Никиты?

Летом 2004-го Алексей Борисов пригласил Андрея Кириченко и меня на фестиваль "Шум и Ярость". Там мы услышали многих российских музыкантов. А через полгода где-то у меня возникла идея проведения таких себе "тематических вечеров". Захотелось устроить несколько концертов, которые могли бы показать киевской публике какой-то срез музыки того или иного города, или страны. И вот, вспомнив, кто мне понравился на фестивале в Москве, я и пригласил этих людей. На тот момент я одинаково мало слышал и Евгения Вороновского и CD-R, и руководствовался только впечатлениями от их выступления на фестивале.

Был ли у Вас опыт работы в качестве саунд-дизайнера? Как Вы вообще относитесь к деятельности такого рода?

Отлично отношусь! Это очень интересная штука. В моем понимании саунд-дизайн должен (или может) стать чем-то вроде одного из новых витков развития экспериментальной музыки, таким себе прикладным ответвлением. Я в некотором роде занимался. Например, я занимался созданием звуковой части виртуального интерактивного пространства в проекте "web wuerfel werkstatt" - http://www.akuvido.de/cv/move/wuerfel/plan.htm. И в других проектах и инсталляциях, вместе с художниками Akuvido. Хотя, работать с "живым" пространством (квартирами, парками, заводами...) - наверняка удовольствие немного иного рода.

А не возникало мысли о том, что львиная доля современной (той, что contemporary) музыки - ни что иное, как саунд-дизайн? То есть пьесы создаются приблизительно именно так, как проектируются интерьеры: набор определенных функциональных клише, свойства материала (в данном случае исходники и программное обеспечение), затем декор (формат и обложка релиза)?

Львиная доля современной музыки настолько не умеет держать внимание даже пытливого слушателя, что становится слабеньким прототипом саунд-дизайна уже потому, что, как правило, слушается как ненавязчивый фон.

Под саунд-дизайном я всё же понимаю такую вещь, как, скажем, озвучить парк, или улицу, как это уже делают во Франции, или сделать к примеру звуковые обои, чтобы на исключительно низких громкостях и с использованием комбинаций некоторых частот можно было бы создавать какие-то состояния от пребывания в пространстве, но так, чтобы это было максимально незаметно.

05.2005
Дискография:

albums:
1999 "Lement" tape (Moon Records)
1999 KOTRA "Iola" / LEL'SABU "Mak-Ha!" split tape (Moon Records)
2000 "Vert" CDR (Grief)
2000 "Icon" CDR (Generator)
2001 "Tek" CDR (Stan)
2002 "Stir Mesh" CDR (Nexsound)
2004 "Dissilent" CD (Nexsound)
2005 "Ampere" 3" CDR (Alku)

ep's:
2004 "Live Sessions" mp3 (Nexsound)
2004 "Acute" mp3 (Nexsound)
2005 "Stamina" mp3 (Nexsound)
2005 "Volt (Fire I)" mp3 (Ogg-vorbis)
2005 "Volt (Fire II)" mp3 (Zeromoon)

collaborations:
2002 KOTRA / Kim Cascone / Andrey Kiritchenko / Andreas Berthling "Fourfold Symmetry" CD (Nexsound)
2004 KOTRA / Alexey Borisov / Andrey Kiritchenko / Franz Pomassl "Live at Jaroslavl" mp3 (Nexsound)
2005 KOTRA / Paul Kust / Andrey Kiritchenko "Curious Kitchen" mp3 (Nexsound)
2005 KOTRA / ZAVOLOKA "untitled live" mp3/CDR (Live Reports)

compilations:
2002 V/A "Bulldozer #2" magazine + CD (Fulldozer)
2002 V/A "Polyvox Populi" CD (Nexsound)
2002 V/A "Bufferfuct Remix Project" mp3 (microsound.org)
2003 V/A "Progress (ctm.03 line)" CD (Rx : Tx)
2003 V/A "Total Time" CD (NN Records)
2003 V/A "Polyvox Populi #2" mp3 (Nexsound)
2004 V/A "Contemporary Music Review" magazine + CD (CMR)
2004 V/A "Rural Psychogeography" CD (Nexsound)
2004 V/A "Autsider" magazine + CD (Autsider)
2005 V/A "Thrombose" CD (Thrombose)
2005 V/A "Negative Message from Collective Mind" CDR (Spirals of Involution)

Ссылки:
Kotra - http://kotra.org.ua
Nexsound - http://www.nexsound.org

новости : рецензии : тексты : лейбл : контакты : ссылки
оптимизирован под MS IE 5.0+ 1024х768
© 2004 Radionoise.ru