Машинное отделение новости рецензии тексты лейбл контакты ссылки

ЛИРИКА ФИЗИКИ: интервью с Андреем Кириченко

Андрей Кириченко
Музыкант и владелец лейбла Nexsound Андрей Кириченко появился в поле зрения российских любителей современной электронной музыки внезапно. Неожиданно для многих оказалось, что на Украине есть целый конгломерат производителей, балансирующих на пике актуальных тенденций. Но поскольку "вдруг" ничего не происходит, не могли бы Вы вкратце обрисовать, как всё это случилось?

Честно сказать, я совсем об этом не задумывался, как это случилось - ума не приложу. Меня в начале карьеры электронного музыканта очень сильно критиковала группа МОГЛАСС за простоту IDM-звучания, за минорные аккорды, за простые ритмы и за прочую чепуху, и я почему-то начал прислушивался. Количество слушаемой чужой музыки было просто огромно, и всё очень впечатляло, казалось всё уже сделано, идти некуда, всё здорово и без меня. Я здесь не нужен. С другой стороны, находились диски с откровенной фигнёй и, честно скажу, первая мысль была - если им позволительно издавать не экстра качественную, а так-себе-музыку, почему мне нельзя этого делать? Но потом вдруг в голову закралась такая мысль - я должен быть не таким же "хорошим" или "так себе", а лучше. Потому что из Украины, страны которой никто не знает, потому что молодой, потому что музыкальная конкуренция (да, именно конкуренция, слушатель выбирает, что ему слушать), потому что без музыкального образования… Получается или нет - не мне судить.

Попытки определить с музыкантом его стилистические рамки обычно заканчиваются провалом. Это хождение по кругу, не стоит даже пытаться. Но вот недавно мне встретилось такое определение вашей музыки: "IDM с более богатым, нежели обычно, тембром". Согласны Вы с таким определением? Не желаете ли что-нибудь добавить?

В общем, скажу прямо - IDMом в моей музыке только немножко пахнет. Его я, конечно, люблю до сих пор, но делаю что-то скорее больше к техно, чем к IDM. Но чаще я играю эмбиент, в широком смысле термина.

Хорошо, IDM в Вашей музыке не много, согласен. Собственно, даже если бы его было много, это не было бы проблемой. Мне гораздо интереснее, почему Вашей музыке свойственна лиричность и не свойственна сухость, характерная для постдигитальной продукции. Более того, Ваша музыка чрезвычайно "авторская", то есть программинг в ней не выходит на первый план. В чём причина?

Лирика - то, за что меня больше всего хвалят и ругают. Лично для себя я обнаружил, что сухая музыка - это продукт одноразового потребления. А как слушатель я не люблю платить за диски, которые я послушаю один раз. Гораздо интереснее, когда можешь за что-нибудь зацепиться, насвистеть или прошипеть из прослушанного материала.

Насколько часто Вы позволяете себе интерпретировать музыку своих коллег? На мой взгляд, в некоторых Ваших треках мелькают ломтики свойственные, скажем, то Брину Джонсу, то AUTECHRE, то…

Не позволяю. С другой стороны, не отрицаю факт влияния чужого творчества. Всё в мире влияет на всё в мире. От этого никуда не деться.

Ходят слухи, что Вы избегаете использования лэптопов и вообще не очень лестно отзываетесь о "цифровых музыкантах". Это правда? Кроме того, народ поговаривает, что играете и записываете Вы свою музыку при помощи каких-то хитроумных устройств собственного изобретения. И это правда? Кто вы, украинский PAN SONIC?

Ой, нет, это всё не ко мне. Устройств я не придумываю (использовал таковые в 1999-2000 в проекте NEX, но делали их Олег Ковальчук и Эдуард Швец), избегаю лэптопа только потому, что не хватает средств приобрести оный, отзываюсь о цифровых музыкантах хорошо.

Ещё одна особенность генезиса Андрея Кириченко - увеличение доли акустических инструментов. Для чего это нужно и нужно ли вообще?

Акустические звуки очень мощные, богатые по спектру, из них очень легко сделать сухие, жесткие, электронные звуки. Из электронных звуков акустические сделать практически невозможно. Ответ на вопрос, что важнее в качестве стройматериала, напрашивается сам собой. К тому же, акустика "утепляет", придаёт уют, комфорт, расширяет звуковое пространство, и представляет собой достаточно осязаемую материю. Электроника - материя абстрактная. Совмещая одно с другим - получаем солянку. Моя задача - сделать эту солянку повкуснее.

Проявляется ли национальный колорит в электронной музыке, или же это вотчина космополитизма? Насколько колоритна украинская электронная музыка?

Лично моё мнение таково - нет у нас украинского колорита в электронике. Катя Заволока использует украинский фолк, но насколько я знаю, только она этим занимается в современной украинской электронике. И только потому, что она так хочет и ей это интересно, но сказать, что украинских музыкантов связывает национальный колорит, я не берусь. К тому же, во мне течёт украинско-цыганско-русско-польская кровь. Мне в этом вопросе труднее вдвойне.

Мне всегда был интересен взгляд изнутри, хотелось понять, что думает музыкант о той музыке, которую он делает. Что сегодня происходит с электронной музыкой? Каковы тенденции? Куда бежать, что делать?

У меня есть панацея! Никуда бежать не надо, если вы хорошо играете на ложках, и при этом любите электронную музыку - не губите возможно-гениальный конгломерат. А вдруг хорошо получится?

Не так давно на сайте вашего лейбла появился альбом KOTRA/Kust/Kiritchenko с импровизационным материалом. В разговоре с Дмитрием (KOTRA) мы выяснили его отношение к импровизационной музыке, теперь хотелось бы услышать, что о ней думаете Вы? Насколько Вам это интересно, насколько это актуально?

Я скажу вам, что сейчас актуально. Актуально сейчас делать классную музыку.

Обсуждения импровизационной музыки - очень большая и очень отдельная тема. Отношусь я к ней хорошо, это если в двух словах. KOTRA говорит, что "improve" классно играть, но слушать его невозможно. Это и правда, и неправда. Когда мы собирались сыграть на кухне, перед началом сета я попросил всех играть тихо и осторожно, тем самым накладывая рамки на нашу импровизацию. Я считаю, что очень немногие и очень опытные импровизаторы способны играть свободную импровизацию, воспринимаемую другими. Здесь очень важно не только слушать других музыкантов и воспринимать весь ансамбль отстранённо, но ещё и знать, чего ты можешь ожидать от того, с кем ты играешь. Когда мы играем вместе с KOTRA, мы подаём друг другу знаки, дирижируем, создавая композицию импровизационного толка.

Ну… "классную музыку". Это присно актуально, я бы сказал. Но вот какая она, эта "классная" музыка?

Это как любовь и дружба - у каждого по-разному. Ни алгоритма, ни универсального совета нет и быть не может. Можно сказать что актуально "это". Но "это" можно сыграть настолько паршиво, постно, без вдохновения или "для отмазки", что слушать просто невыносимо будет. Есть энтузиасты (вроде меня), которые занимаются каким-то жанром, несмотря на то, что мода на него уже давно прошла. И если они издают что-то качественное и интересное в своей нише - они достойны уважения.

Вы едва ли не один из самых ангажированных музыкантов Украины. С чем связана столь высокая активность на этом поприще: Вам действительно интересно играть вживую или просто неудобно отказывать людям, Вас приглашающим?

Всё сразу! Очень люблю бывать в разных уголках планеты. Но проблема с "неудобно отказывать людям" уже начинает меня волновать. Случается получить негативный опыт от поездок по разным причинам, поэтому приходиться иногда отказывать в просьбе приехать сыграть.

Andrey Kiritchenko - True Delusion
С кем из музыкантов было интереснее всего делить площадку? Или, быть может, играя с кем-то из мэтров, однажды Вы пересмотрели свой подход к созданию музыки? Другими словами, я просто пытаюсь каким-нибудь образом спровоцировать Вас на рассказ о тех персонах из мира электронной музыки, которые именно Вам интереснее всего!

Самым впечатляющими выступлениями до сего дня на той же площадке где выступал я, были: Как видно, перечень очень широкий по стилистике, подходу, месту жительства и известности.

С чем связано создание лейбла Nexsound? Был ли этот шаг реакцией на определенную ситуацию, или самостоятельное издание своей музыки - дело принципа? Кто Вы в большей степени: музыкант или издатель?

Началось всё, конечно же, с издания собственной музыки. Но потом вдруг подумалось, ну чем мы, украинские музыканты, хуже? Мысль об этом укрепилась, вросла в извилины, но так как средств не было, приходилось перебиваться маленькими тиражами и CDR-изданиями. Позже, когда я устроился на более оплачиваемую работу, появилась возможность собирать деньги на CD-издания. Но играть пришлось уже в другие игры. Сделаешь что-то не так, или плохо, или недоделаешь - потеряешь много денег, сделаешь всё хорошо - потеряешь мало денег. К счастью, потери уменьшаются. Бизнесмен из меня плохой, скажем честно, поэтому издателем я себя назвать не могу. Я просто принимаю решение, куда потратить деньги, как и любой другой человек. Если это решение принимается моим подельщиком Димой Федоренко - он тратит и свои деньги тоже.

Пока мне и Диме нравится таким образом тратить время, мы будем продолжать. Музыкант из меня, всё-таки, лучше (судя по рецензиям и собственному удовольствию), хотя я считаю, что все музыканты - шарлатаны: компьютер сам играет за музыканта, труба сама дудит за трубача…

По какому принципу отбираются работы других музыкантов, издающиеся на Nexsound?

В идеале это кроссжанровый и интересный материал не танцевально-широко-популярной направленности. На CD предпочтение отдаём украинским исполнителям.

В России то и дело говорят о том, что на 100%-оригинального продукта не выдает ни один из наших музыкантов. Причин множество - от типового программного обеспечения до узости мышления. А как обстоят дела на Украине? Существует ли некий комплекс "украинской" электронной сцены? Я имею в виду чувство… легкой неполноценности, что ли, или музыканты полностью свободны от этого?

Ведь странное дело, в Европе есть много поклонников российской электроники… Россия, как и все другие страны, очень странная. Очень много людей, предрассудков, стилей, хороших и плохих музыкантов. Мне посчастливилось узнать отличных российских музыкантов, которые, к сожалению, очень далеко живут. Есть и такие, которые живут не очень далеко и у каждого - своя особенная музыка и саунд, но хоть убейте меня, российского саунда - нет. Как нет и украинского саунда!

Я очень горжусь качеством украинской музыки. Но почему же в Финляндии при населении в 5 раз меньше - экспериментальных музыкантов в 10 раз больше? Оправдываться тем, что наши заняты проблемами выживания, а не творческими полётами, уже надоело….

Я скептически отношусь к тому, что отсутствие самобытных проектов и пресловутой экспериментальной сцены можно объяснить только экономическими факторами, вроде прожиточного минимума и среднегодовым доходом на душу населения. Благосостояние населения постоянно растёт, а число интересных музыкантов - нет. Что касается "экспериментальной" музыки, то мне жутко не нравится этот термин. Что в ней экспериментального? Используется типовой софт, типовое железо, типовое мышление. Но - странное дело - стоит музыканту переключиться с гитары на лэптоп, как он тут же становится "экспериментатором". Не миф ли это, экспериментальная музыка?

Я использую этот термин только потому, что не хочу выстраивать многоэтажные конструкции в пресс-релизах и описаниях. Описания нужны, а с терминологией у меня плохо. К тому же, в последнее время трудно разобраться, кто и что играет, даже если используешь какой-то термин (например, Онкё), не факт что его знают все.

Случай с приставкой "экспериментальный" иногда даже помогает. Например, экспериментальный поп - очень милое и интересное явление. Встречаются мне и споры, имеет ли экспериментальная музыка музыкальную ценность, или она интересна только для самого музыканта, как эксперимент. Мне не интересно обсуждать эти темы, мне интереснее слушать.

Андрей Кириченко
Способствовали ли избавлению от страхов и неуверенности положительные рецензии в том же Wire?

Wire… Wire… Для справки, наш самый первый диск получил очень резкую и, по-моему мнению, очень несправедливую рецензию в Wire. Однако это ни в одну, ни в другую сторону не изменило нашего отношения к тому, что мы делаем. А вообще, любой положительный отзыв затмевает очень много неприятностей и сложностей, которых мы встречаем в нашем рекординговом быту.

Хорошо, чёрт с ним, с Wire. Вы ощущаете на себе внимание печатных и электронных журналов, пишущих о современной музыке? Как часто появляются рецензии, статьи, интервью?

Да, в последнее время о нас всё чаще пишут и обозревают.

Что Вы думаете о так называемых "mp3-релизах"? Насколько такая форма подачи продукта себя оправдывает, кому это интересно, чем вызвано? Бытует мнение, что мр3-лейблы являются реакцией на перепроизводство материала. Компьютеры и софт дешевеют, народ творит, а покупать эти творения на CD-носителях потребитель не желает. Так это?

Спорить не буду, это так. Причина, из-за которой Nexsound стал mp3-лейблом очень простая. Диски мы продаём тиражом 500 экземпляров, а мп3 файлов бесплатно распространяем от 500 до 3000, а иногда и выше. Почему-то не хочется, чтобы наши диски лежали веками в магазинах и собирали пыль, поэтому производить слишком большого потока музыки на дисках нет ни возможности, ни желания. Я очень рад, что перепроизводство дисков - это сейчас насущная проблема, о которой задумываются. Вещи, которые засоряют эфир, надеюсь, канут как можно скорее.

Для Вас, как для музыканта, имеет значение, в каком формате выходит ваш новый альбом? Не является ли предложение лейбла выпустить новый материал в мр3-формате скептической оценкой потенциального успеха, заведомым занижением планки?

Я очень редко делаю музыку, заранее зная, что это будет для мп3-релиза, поэтому всё делается одинаково, а потом по воле случая идёт куда придется. А насчёт занижения планки - было дело - но перерос. Мой лозунг - делай хорошо или не делай вообще.

Вот так, навскидку, скажите, что из услышанного за последние полгода произвело наибольшее впечатление из продукции других лейблов?

Это, конечно же, лейбл Erstwhile, кое-что из For4Ears (poire_z + Phil Minton, LEIMGRUBER + Gunter Mueller & ARTE QUARTET), последние TAPE, Mitchel Akiyama "Small explosions", POLWECHSEL и David Sylvian "Blemish", BRETSCHNEIDER + STEINBRUCHEL, и ещё кое-что.

Не могли бы Вы в двух словах представить своих постоянных "клиентов"?

Это такие самые хорошие люди в мире, добрые и умные люди, сильные духом, не засоряющие окружающую среду, не употребляющие в чрезмерных количествах алкоголь, не состоящие в криминальных группировках, любящие музыку.

То есть Вы хотите сказать, что это, преимущественно, европейская аудитория?

Ха-ха! Хотя это и не следует из моего описания - но да. В Москве, Санкт-Петербурге, Киеве достаточно много почитателей нашей музыки. И, к примеру, в Киеве фанатов Nexsound'a намного больше, чем в Берлине (понятное дело, это возможно из-за того, что в Украине у нас, к сожалению, нет конкурентов, а в Берлине в миллиарде лейблов мы бы полностью потерялись). Просто европейская аудитория шире, чем Украина-Россия-Белоруссия.

10.2005
Дискография:

albums:
2001 "Sidhartha" CDR (Retinascan)
2001 "Frequently Occurring Fault (ep)" 3" CDr (Retina Scan)
2002 "Chip" mp3 (tiln)
2002 "00.00 (a suite of the midnight)" mp3 (Autoplate)
2002 "Anemone gathering" mp3 (techNOH)
2003 "Bees & honey" CD (Zeromoon)
2003 "Kniga skazok" CD (Ad Noiseam)
2003 "Interprets Second Violin" 3" CDr (Zeromoon)
2003 "Bandura sings about things" mp3 (Laboratoire Moderne)
2004 "Interplays, in-between" CD (Ad Noiseam)
2005 "Scatter stars" mp3 (-N)
2005 "True Delusion" CD (Nexsound/SPEKK)
2005 Untitled CD (Staalplaat/Mort Aux Vaches)

collaborations:
2002 KOTRA / Kim Cascone / Andrey Kiritchenko / Andreas Berthling "Fourfold Symmetry" CD (Nexsound)
2002 Where the Soil is closer than the Sky + Andrey Kiritchenko CDR (Ibsen Product)
2003 The Moglass / Andrey Kiritchenko mp3 (Autoplate)
2005 Courtis / Kiritchenko / Moglass CD (Carbon)
2005 Paul Kust /Kotra / Andrey Kiritchenko "Curious Kitchen" mp3 (Nexsound)
2005 Francisco Lopez / Andrey Kiritchenko "Mavje" CD (Nexsound)

compilations:
V/A "Bauhaus" (Autoplate)
V/A "Parasites Rework Project" (Microsound)
V/A "McDonna Project" (Microsound)
V/A "bufferFuct Project" (Microsound)
V/A "Canine Fragrance" (Luumu Recordings)
V/A "PI Day Project" (Microsound)
V/A "City of the Future Project" (Microsound)
V/A "Total Time" (NN Records)
V/A "Collection 3" (Databloem)
V/A "Out to City 3" (Cheburec)
V/A "Dissolution Tapes" (Zeromoon)
V/A "Club Transmedialle 04 [Fly Utopia]" (Data Error)
V/A "Rural Psychogeography" (Nexsound)
V/A "Polyvox Populi 3" (Nexsound/Atlantic)
V/A "Progress" (RX:TX)
V/A "Nishi 50" (Nishi)
V/A "Convergence" (Fulldozer)
V/A "Music of Deneb.2099" (Dars)
V/A "Fabelbuch" (Nexsound)
V/A "First" (Minusn)

Ссылки:
Андрей Кириченко - http://www.nexsound.org/akir
Nexsound - http://www.nexsound.org

новости : рецензии : тексты : лейбл : контакты : ссылки
оптимизирован под MS IE 5.0+ 1024х768
© 2004 Radionoise.ru