ТРАДИЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ (ИНТЕРВЬЮ С CYCLOTIMIA)
Для начала представьте людей, которые стоят за проектом CYCLOTIMIA.
Cyclotimia - это Maks K. & Leonid M.
Индустриальные акты - как правило - состоят из одного, редко двух человек. Как в группе распределяются роли? Насколько комфортно существование такого тандема?
Мне кажется, "one man's band" - это тенденция последнего времени, связанная с использованием компьютерных возможностей и т.д. Если же взглянуть на 80-ые годы, то мы увидим, что электронные - в том числе и индустриальные - формации состояли из нескольких человек. Как бы то ни было, в CYCLOTIMIA сложилось так, что роли распределены приблизительно следующим образом: maks - keyboards / sampling, а leonid - drums и programming.
Я совсем ничего не знаю о периоде становления группы. Может вы в двух словах расскажете о том, как сформировался этот проект, как вы вообще пришли к пост-индастриалу?
Мы начали совместно делать экспериментальную музыку в 98-м году. Наши друзья из gothic.ru знали об этом и пригласили выступить на их первом Хелловине. Мы придумали название и выступили. Хотя, наверное, и подобная музыка, и видеоряд были не совсем уместны на готическом Хелловине, концерт получил весьма положительные отзывы и немногим позже был издан лимитированным тиражом на CDr под названием Insomnia.
Ваш последний альбом, насколько я понимаю, содержит цитату из работы Рене Генона. Насколько Традиция оказывает влияние на ваше творчество и эстетическую позицию?
Думаю, если и можно говорить о каком-либо влиянии Традиции на наше творчество, то это, может быть, критический взгляд на современный мир как таковой. Но мы не пытаемся ничего "жизнеутверждать" взамен, CYCLOTIMIA лишь описывает "процесс разложения". Вместе с тем я бы также не назвал нашу музыку и чисто "нигилистической".
Если посмотреть на трэки альбома Wasteland, то выстраивается цепочка, весьма схожая с работой О. Шпенглера "Закат Европы": Morphology, Neon Sleep Empires, Stockmarket, Hole… Это случайное совпадение, или альбом следует рассматривать как приговор Цивилизации в ее нынешнем виде?
Вообще, концепция Wasteland состоит из скромной попытки изобразить современный западный мегаполис: толпы, биржи, метро, реклама, телевидение, машины... Хотя, судя по отзывам, многие этот альбом восприняли как очень футуристичный. Приговор цивилизации? Наверное, бессмысленно приговаривать то, что и так мертво по своей сути. Сам процесс разложения может затянуться на очень долгое время. Где пределы человеческой деградации - не понятно. Что же касается Шпенглера, то, наверное, все совпадения не случайны.
Таким образом, вас можно отнести к числу сторонников "against the modern
world" позиции. Но хотелось бы уточнить: это неистовое отрицание современности или спокойное созерцание гибели?
"Неистовое отрицание" у меня в последнее время ассоциируется с толпами псевдореволюционных тинэйджеров или с декаденствующими инфантильными очкариками средних лет. На музыкальном рынке это проявляется, например, в огромном количестве "музыкального" мусора с рунами и солдатами на обложках... Все это весьма грустно. Мы же не сторонники будь то современных или древних революционных концепций, также как CYCLOTIMIA не является и антиглобалистским проектом, как думают многие, кто посетил наш flash сайт. Просто сама суть и эстетика мондиализма нас необычайно вдохновляют. Наверное, так же, как готов вдохновляют кладбища, а панков помойки, нас вдохновляют банки, макдональдсы, микрочипы и дорогие автомобили...
Вы сотрудничаете с тремя лейблами: в России (Indiestate), в Италии (Blade Records) и Германии (Stateart). Чем обусловлен столь широкий географический разброс?
Обусловлен он нежеланием того, чтобы законченные работы подолгу пылились в шкафу. В 2002 вышло 4 релиза (CD, mCD, и 2 десятидюймовых винила). В 2003 году вышел mCD Trivial Pleasures на нашем собственном лейбле Monopoly Records, а на этот год из точно запланированных отмечу пока лишь, новый полноформатник Eschaton и сингл Algorithms. Помимо них на Old Europa Cafe планируется CD TimeBank (компиляция эксклюзивных композиций 1999-2003 годов плюс переиздание нескольких лучших треков с Insomnia). На сегодняшний день нашим основным лейблом по-прежнему является Stateart.
Столь высокая продуктивность CYCLOTIMIA - это сознательная установка, или
просто так получается? Материал пишется легко и свободно, контакты легко
налаживаются?
Так получается. Stateart в 2001 году, можно сказать, "заморозил" свою активность. В это время Blade Records, и Indiestate сами связались с нами относительно того, чтобы издать наш материал. Результатом чего и стали два последних винила, которые вышли сразу после Wasteland. Alpha Omega являлся по сути довеском к альбому, так как на нем присутствовали четыре композиции, которые по разным причинам не вошли в Wasteland. К тому же, если учесть, что материал для Wasteland / Alpha Omega писался около двух лет, а материал, изданный на винилах - весь 2001 год, то я бы не назвал все это "высокой продуктивностью". На т.н. "индустриальной" сцене сплошь и рядом есть команды, которые выпускают по релизу чуть ли не каждые два месяца, не считая пары точно таких же "сайд-проектов". Впрочем, я их не виню за это: диктата рынка, который признает "оптимальным" количеством один релиз в год, быть не должно по любому. Но у самих создателей должен присутствовать хотя бы минимальный "самоценз", а не исключительно желание издать любое говно, которое им удалось записать… Также было бы неплохо, если бы у производителей присутствовали какие-то критерии качества помимо жажды срубить лишний бак$.
Как долго вы доводите до ума каждую вещь?
Зависит от каждой конкретной вещи. Иногда неделя, а иногда почти год. Мы всегда ведем работу параллельно над несколькими композициями.
Я знаю, что у вас были некоторые неприятности с цензурой в Германии во время выпуска первого CD New Death Order. Насколько часто возникают такие ситуации? И не было ли планов выпустить "урезанные композиции" в виде сингла или переиздать альбом в первоначальном виде в какой-нибудь не столь щепетильной в плане цензуры стране?
На самом деле никаких проблем с цензурой не было. Действительно, в первоначальном варианте New Death Order присутствовала тема с сэмплами речи Геббельса. Но на CD мы ее решили не вставлять исключительно по музыкальным причинам, а не причинам политкорректности - композиция сильно выбивалась из альбома стилистически.
CYCLOTIMIA активно (на мой взгляд) участвует в деятельности RGP, что несколько не характерно для российских индустриальных команд. Как вы прокомментируете такую ситуацию?
Действительно, CYCLOTIMIA выходила на сборнике "Edge of the Night", выпущенным RGP в 2000 году, также мы раза три давали концерты на готических мероприятиях, также один из двух наших сайтов хостится на gothic.ru. В принципе на этом вся совместная деятельность и заканчивается. Отчасти все это обуславливается давними хорошими отношениями с создателями RGP. Отчасти тем, что в нашей музыке так или иначе присутствует некий "готический" элемент.
Вы приняли участие в третьем Heilige Feuer. Насколько я знаю, это ваше первое участие в столь представительном фестивале. Опять же, судя по откликам, ваш сет несколько выделялся из общей канвы команд, игравших в тот вечер, не только музыкой, но и видеорядом. Как вы сами оцениваете свое выступление? Вы представляли абсолютно новую программу, или звучали композиции с последних CD, сингла и двух винилов?
Я считаю, это было лучшее выступление CYCLOTIMIA. Прозвучало много композиций с Same Time Same Place, несколько треков с Wasteland, несколько unreleased и несколько совсем новых тем. Многие вещи были исполнены в импровизационном ключе. Видеоряд был стандартным для CYCLOTIMIA - нарезка западной рекламы, финансовые сводки, фрагменты документального кино и т.д.
Как вы оцениваете развитие российской постиндустриальной сцены? Можете назвать фаворитов?
Могу лишь назвать те имена, которые знаю: CISFINITUM, REUTOFF и SOLAR SALT. На мой взгляд музыка всех вышеперечисленных групп по-своему интересна и находится на достойном уровне.
Если не секрет, то есть ли какие-то приоритеты среди западных индустриальных/электронных формаций?
Все, что делает cEvin Key со времен SKINNY PUPPY мне очень нравится. Так же ранние LEGENDARY PINK DOTS, ранние SPK, ранний CURRENT 93, COIL, BAD SECTOR. Из mainstream музыки: Martin Gore, MASSIVE ATTACK, APHEX TWIN, и наверняка еще с десяток имен…
В числе ваших пристрастий значится BAD SECTOR. Не пытались ли вы пробиться
на одну сцену вместе с Массимо Магрини (на "Ландшафт" или на "Архаику и Технологию", например)?
Нет, хотя все это было бы достаточно реально. Просто когда проходят интересные
мероприятия, лично мне больше по душе быть слушателем, а не думать о собственном "предстоящем выступлении".
Еще один вопрос, касающийся вашей музыки. Практически все, кто посетил третий фестиваль "Священный огонь", отмечают несколько неожиданное наличие ритма в ваших концертных композициях. Что это: те тенденции, которые воплотятся на следующих релизах, или просто момент той самой импровизации, о которой вы упоминали?
И то, и другое. Наш новый полноформатный альбом Eschaton намного ритмичнее всего того, что мы делали раньше. Однако это совсем не коснется некоторых других грядущих релизов.… Но и они тоже совершенно не будут похожи на то, что было раньше. Мы не делаем продолжение одного и того же альбома каждый раз, но каждый раз это будет 100% CYCLOTIMIA…
Мне очень понравился ваш последний на данный момент релиз - мини-CD Trivial Pleasures. Я уже вдоволь начитался рецензии на этот диск, и теперь, пользуясь случаем, мне хотелось бы получить информацию из первых рук относительно концепции серии из трех мини-альбомов. Что это? Почему именно так, а не иначе?
Идея трилогии L'Electronique Mondial состоит в том, чтобы немного "отделить" эти совершенно экспериментальные работы от остальной CYCLOTIMIA. Так же эта трилогия - своеобразная "идейная квинтэссенция" нашего стиля. Некоторые считают, что корректнее даже было бы создать некий side project, дабы не дезориентировать слушателя, но я с этим не согласен. Внимательный слушатель должен увидеть сам и провести нужные параллели между этой трилогией и остальной музыкой CYCLOTIMIA, потому как все это в корне абсолютно едино. В целом же я бы охарактеризовал эту трилогию как взгляд "изнутри", в то время как привычная CYCLOTIMIA - это взгляд "снаружи", взгляд стороннего наблюдателя. Две остальные части трилогии, скорее всего, увидят свет не раньше чем через год.
На мой взгляд, эти альбомы - не просто шаг в сторону, но огромный прыжок в совершенно ином направлении. С индастриалом, во всяком случае, эта музыка имеет мало общего. Скорее, вас сейчас следует воспринимать в контексте групп с Touch и других подобных лейблов. Что скажете?
Я плохо знаком с набором артистов, издающихся на Touch Records. Если не ошибаюсь, BIOSPHERE и THE HAFLER TRIO как-то связаны с ним. Может здесь и есть какие-то схожие элементы, но в целом не думаю, что названный вами контекст верен. Trivial Pleasures был прямо инспирирован альбомом 80-го года "For Amusement Only" бельгийского композитора-минималиста Вима Мертенса, и во многом следует тем же академическим и минималистским формулам.
Последний, видимо, вопрос: когда мы услышим новый полноформатник?
Новый полноформатник уже готов. Надеюсь, в течение этого года все желающие смогут с ним ознакомиться…
26.01.2004