Машинное отделение новости рецензии тексты лейбл контакты ссылки

Bernd Shurer

"Vexations" - CD
2004, Domizil, domizil21

Bernd Shurer - Vexations
Давным-давно, в прошлом ещё веке, жил во Франции композитор Эрик Сати. Слыл он большим выдумщиком и горазд был до всякого рода шуток: над собой, товарищами по цеху, музыкой, как своей, так и чужой. Другие композиторы на него обижались, за своего не считали, произведения его считали пустыми и несерьёзными. Судите сами - партитура пьесы "Vexations" ("Досада"), состоявшая из одного листа нотного текста, должна была исполняться 840 раз! Это потом, много позже оказалось, что для музыки XX века наследие Сати значит куда больше, нежели те симфонические монументы, которые ваяли его современники, а тогда…

В 2004 году на лейбле Domizil вышла странная пластинка. Bernd Schurer (TELEFORM) записал около часа романтичной музыки, которую можно рассматривать как двойное посвящение: как Сати и его знаменитой пьесе, так и отдельному инструменту - фортепиано. Это 28 коротких фрагментов, в которых фортепианные пассажи подвергаются деликатному цифровому препарированию. Пожалуй, здесь можно говорить о ещё одной линии преемственности: Шурер переосмыслил в пост-дигитальном ключе традицию "препарирования" инструментов, одним из адептов которой был Джон Кейдж. Иногда фортепиано звучит вполне традиционно, но время от времени его звук начинает расслаиваться, трескаться, хрипеть, а в паузах мы слышим неясные щелчки, хрусты, фрагменты эмбиента. Хотя, чёрт возьми, всё это в целом - и есть ambient, вернее, попытка алхимического брака между бессодержательной музыкой двух эпох.

Еще один момент: "Vexations" Шурера ни в коем случае не является интерпретацией "Vexation" Сати. Это то, что принято называть симулякром - поделка, инспирированная впечатлением от знакомства с оригиналом, манифестация впечатлений и эмоций, попытка анализа интертекста, рожденного музыкой французского композитора. Попытка смелая, интересная и, как мне кажется, удачная. Пост-модерн во всей своей красе и гибельном очаровании. Яркое подтверждение того факта, что музыканту крайне необходимо в совершенстве владеть не только инструментом, но и мозгами. Не обязательно своими.

19.12.2004

новости : рецензии : тексты : лейбл : контакты : ссылки
оптимизирован под MS IE 5.0+ 1024х768
© 2004 Radionoise.ru