"From Next To Last" - CD
2002, Emanem, 4071
Импровизационная музыка - штука занятная, и чем дольше в ней копаешься, тем больше интересных деталей отыскиваешь. Но первое, что бросается в глаза - это контраст между гастрольным графиком и количеством альбомов в дискографии подавляющего большинства артистов. Несмотря на то, что британский гитарист Джон Расселл засветился на сцене больше тридцати лет назад, изданный в 2002 году компакт-диск "From Next To Last" стал его второй сольной работой. Впрочем, время даром не потеряно, и в периоды издательского равнодушия этот англичанин успел поиграть со всеми ключевыми фигурами импровизационной музыки, вступая порой в более или менее постоянные альянсы (например, с перкуссионистом Роджером Тернером).
Этот альбом записан во время сессии в лондонской студии и выступления в Мопомосо, имевшем место пару недель спустя. Одержимый техникой исполнения адепт акустической гитары и металлических струн, Расселл складывает из многообразия звуков простые геометрические фигуры. Ни сумбура, ни сумасбродства, ни истерик. Сосредоточенность и предельная концентрация. Музыка не льётся сама по себе, но выжимается им по капле, рождается в процессе тяжелого физического труда - дыхание и сиплые стоны хорошо слышны на записи. Кроме того, в отличие от молодых, вечно спешащих коллег по цеху, английский ветеран не наслаивает пассаж на пассаж, ноту на ноту. Его музыка - как хлопок - прекрасно пропускает воздух. Это утверждение равно справедливо как для студийной, так и для концертной работы.
Самый любопытный номер альбома - пьеса "Psiotic", сыгранная сразу на двух гитарах. Но даже здесь, в цирковом, в общем-то, номере, разительных перемен не произошло. Тембр стал богаче, логика событий утратила линеарность, но не более того. Здоровый консерватизм старой школы.
"Analekta" - CD
2007, Emanem, 4138
Третий сольный диск Джона Рассела содержит три дуэта и одну пьесу, исполненную коллективом QUAQUA. Все записи сделаны в 2006 и 2004 годах, так что слушатели могут составить адекватное представление о дне сегодняшнем одного из ветеранов свободной музыки. Впервые появившись на публике в 1973 году, Расселл быстро переключился на акустическую гитару, и в 80-е годы стал одним из центральных персонажей британской сцены. В его активе - как работа в постоянных составах, так и участие в разовых проектах, среди которых грандиозная сессия, известная под названием "Strings with Evan Parker". Несмотря на то, что молва заклеймила Джона Рассела как наследника Дерека Бейли, на мой взгляд, адепт акустической гитары обладает уникальной манерой и техникой звукоизвлечения. Академическая скованность, упрямство, переходящее в занудство - всего этого у Расселла нет. Его музыка напоминает гремучую смесь неидиоматической импровизации, кантри и сельского блюза. Она неуклюжа и расхлябана, иронична и необязательна, пропитана непередаваемым очарованием лузерства. Когда Джон играет, он кряхтит, напевает себе под нос обрывки мелодий, колотит по деке, скребет и царапает струны.
Пьеса, открывающая "Analekta" - это дуэт Расселла с саксофонистом Гарри Тоддом. Лидирующий тенор-саксофон тянет за собой размякшую гитару, которая следует за ним только из вежливости. При этом она постоянно поглядывает по сторонам, исчезает тогда, когда саксофон уходит на второй план, и заявляет о себе в полный голос, когда её настойчиво просят молчать. Последний раз Расселл и Тодд участвовали в записи пластинки, изданной лейблом Incis в далеком 1975 году. "Blart" - великолепный дуэт с джазовым трубачом Генри Лоутером. Полное взаимопонимание и теплая, дружеская атмосфера. Бархатный звук трубы и оттеняющая его прохлада гитары. Расселл моментально реагирует на игру партнера, жонглируя тембрами и аккордами. Третья пьеса сыграна с дамой. Её зовут Чефа Алонсо. Играет она на сопрано-саксофоне и перкуссии. Их восемнадцатиминутный дуэт - бриллиант альбома.
Завершают компакт-диск 24 минуты, сыгранные ансамблем из девяти человек. В состав QUAQUA Расселл отбирает тех музыкантов, с которыми ему не доводилось играть ранее. Помимо самого гитариста, старую гвардию представляют специалист по электронным инструментам Стив Бересфорд и скрипач Филипп Вочсманн. Остальные - рекруты, набранные из состава участников фестиваля Freedom Of The City. Результат выглядит, как неровная, трещащая по швам композиция, сотканная из пассажей лидера коллектива, причитаний вокалистов, незримого вкрапление электроники и хруста струн.