"Humus - Musiques Immobiles 5-15" - CD (ltd. 500)
2004, Monochrome Vision, (mv01)
Сказать о том, что вся contemporary music есть misiques immobiles - значит ляпнуть банальность. По всей видимости, г-н Pernice под неподвижной музыкой подразумевает нечто иное. Но прежде, чем я пущусь в столь милые моей сущности теоретизирования, анализы и обобщения, необходимо выдать статистический материал об альбоме, о котором пойдет речь.
"Humus - Misiques Immobiles 5-15" - это первый релиз совсем нового московского лейбла Monochrome Vision. Учредитель, владелец и дизайнер - Дмитрий Васильев, музыкальный журналист, хорошо известный по "сольному" журналу "Независимая электронная музыка" и по сотрудничеству с массой других изданий, так или иначе затрагивающих тематику нестандартной музыки. Пожалуй, в настоящее время это один из самых авторитетных специалистов в вышеуказанных областях. Такая характеристика как само собой разумеющееся предполагает, что продукция лейбла вызовет, как минимум, интерес у ценителей того, что лет 20 назад назвали бы "авангардом". Неброский и лаконичный дизайн, jewel-case, аннотация на английском, французском и русском языках в буклете и CD, разбитый на 10 треков.
Лоран Пернис - опытный музыкант (подробнее - НЭМ #4), теоретически подкованный и имеющий за плечами с десяток релизов. Однако серия "misiques immobiles" в его обширной дискографии стоит особняком, так как расположилась она на зыбкой "ничейной" территории между электронной музыкой и академическим авангардом.
Лейтмотив цикла - музыка, которая строит саму себя. Разумеется, первое имя, которое приходит на ум после выдвижения такого тезиса - Джон Кейдж. Впрочем, Пернис и не скрывает того факта, что продолжает эту спорную традицию. Однако в отличие от Кейджа, Райха или Фельдмана, он порождает свои пьесы по совершенно иной схеме. Это звуки, рождающиеся в результате спонтанного и непредвиденного взаимодействия с машиной. Если инструкцию по использованию того или иного синтезатора можно сравнить с партитурой, предписывающей тот ли иной образ действия, то здесь мы имеем дело с импровизацией как таковой. Задача композитора - интуитивно отыскать путь освобождения из недр машины звука, ранее не существовавшего, а добившись этого, благоразумно удалиться, дав музыке самой довершить процесс своего становления. Что нам это напоминает? Совершенно верно - буддизм в его дзен-интерпретации.
Это минимализм в его чистом виде. Нет необходимости описывать каждую из десяти пьес. Отмечу лишь, что звучание колеблется от микротональных колебаний до царапающих перепонки текстур. В этой музыке нет излишнего пафоса и чванства академизма, тошнотворного и нарочитого новаторства некоторых особо рьяных экспериментаторов и изрядно набившей оскомину карамели new age'а. Отправляя диск в cd-player не настраивайтесь на интенсивное восприятие. Просто слушайте: музыка все сделает за вас.
В завершении позволю себе краткую цитату: "Мои первые эксперименты с дисфункциями представлены на этом альбоме… Мне просто нравится слушать эти пьесы, и хотелось бы поделиться с вами этим удовольствием - говоря словами Кейджа, пригласить в путешествие по воображаемым ландшафтам".
P.S. Благодарю Дмитрия Васильева за предоставленный экземпляр альбома.