"Hard Ni Sasete (Make Me Hard)" - 2 CD
2003, Digital Narcis / Mego, DNMego 062
Сам факт появления такого рода музыки обескураживает. То, что из Mego-саунда оказалось возможным изготовить плюшевую поп-музыку, оказалось крайне неожиданным. Нет, безусловно, разговоры об этом велись достаточно давно: как только тиражи пластинок с пост-дигитальным хрустом стали расходиться более-менее приличными тиражами, футурологи от музжурналистики тут же предались фантазиям о том, как новый саунд будет интегрирован в мэйнстрим. Пока мужчины соревновались в искусстве плетения развесистой клюквы, хрупкая японская девушка с грацией подростка взяла, да и изготовила несколько треков, вошедших на первую пластинку "Shojo Toshi" (Mego 047). Футурологи растерялись. Воспользовавшись всеобщим замешательством, за дебютом последовал миниальбом "I Forgot The Title" (Mego 057).
Третий диск - "Hard Ni Sasete (Make Me Hard)" - не имел эффекта внезапности, но пару-тройку сюрпризов преподнёс. Цодзико сконструировала 9 треков, которые, формально оставаясь поп-музыкой, перестали быть просто песнями. Каждая композиция - маленькое событие, включающее несколько уровней повествования: текст, мелодику и музыку. На этот раз госпожа Норико сумела сплести полотно, в котором эти уровни встроены друг в друга и разделяться на составляющие никак не желают. Нет как таковых "текста", "мелодики", "аранжировки" и т.п. Всё это прорастает из многоцветной амальгамы, которой заполнен компакт-диск (или полтора компакт-диска - годом позже японский лейбл Digital Narcis переиздал "Make Me Hard" в расширенном варианте с мультимедийным приложением).
Песни Цодзико Норико немало переняли от Mego-продукции - их структуры столь же элементарны, от них исходит тот же холодный аромат цифр, звуки столь же странны и неожиданны. Но музыке японки не свойственна австрийская нахрапистость и хамство. Она деликатна, ласкова и нежна. Эти песни подкрадываются к вам и трутся о ноги, как котята. Иногда ваше внимание могут отвлечь мимолетным брейкбитом или жужжанием гитары - но это лишь призраки, которые исчезают, едва появившись. Непостоянство - ещё одна необходимая характеристика этой музыки. От прикосновения Цодзио нойз может расплыться в эмбиент-лужу, простенькая мелодия - потрескаться и осыпаться цифровой крошкой. Девушка поёт, как только из звуков выстраивается гармоническая последовательность, и умолкает, как только она выворачивается наизнанку.
"From Tokyo To Naiagara" - CD/LP
2004, Tomlab, TOM28
И вот за дело взялись мужчины. Без лишней сентиментальности они избавились от всего ненужного, оставив лишь функциональные элементы. На месте изящной ледяной избушки появился ладно сработанный сруб. Он не раскиснет в непогоду, не рассохнется летом, позволит укрыться от зимней стужи. Очень жаль.
Третий альбом Цудзико Норико существенно отличается от её первых работ, изданных на Mego. То ли эксперимент, то ли закономерное развитие ситуации - сразу и не поймёшь. "From Tokyo To Naiagara" записан при непосредственном участии Aki Onda, Riow Arai, Sakana Hosomi - продюсеров, работающих в области электронного мэйнстрима. Они, в свою очередь, привлекли ещё нескольких умельцев, которые вычищали звук (!), аккомпонировали на синтезаторах, правили мелодии. Самой госпоже Норико позволили наиграть пару-тройку гармонических последовательностей, промяукать ею же написанные тексты и сфотографироваться для обложки буклета. Работа над саундом и наведение лоска, якобы, не женских рук дело. В результате мы получили набор из восьми трогательных поп-песенок, в которых поётся о любви и Токио, Токио и любви, одиночестве, башнях небоскребов и комплексах метросексуалов.
Повторюсь: однозначно оценить, насколько оправдан разворот в сторону мейнстрима, сложно. Сама певица говорит, что никогда не мыслила себя в контексте актуальной электронной музыки. В нескольких интервью она открытым текстом заявляет, что всему прочему предпочитала японский поп - наивно-большеглазый и глуповатый. А все эти "глитчи", "клик энд катсы"… Да, была в курсе, но не более того. А тот факт, что ее первые диски были изданы на Mego, вроде бы, чистой воды случайность. Так-то оно так, но если не ошибаюсь, на жаргоне оперативных сотрудников следственных отделов всё это обозначается идиомой "лепить горбатого". Во-первых, Пита - не фонд Сороса, и неоправданные инвестиции в опусы начинающих певиц ему ни к чему. Во-вторых, тиражи, которыми разошлись три предыдущие пластинки, намекают, что потребитель такого сорта музыки сразу и без оговорок принял Норико за "свою". В третьих, те треки "From Tokyo To Naiagara", в которых продюсерская правка была минимальной, звучат интереснее прочих. "Rocket Hanabi", "Tokyo" и одна из лучших песен альбома "Tokyo Tower" сохранили не только свойственную японской массовой культуре неправильность, но и авторский почерк Норико.
На этом история не заканчивается. На подходе новая серия приключений: американский лейбл Asphodel издал альбом "Stereotypie" проекта DACM, за которым стоит Петер Реберг. Как гласит пресс-релиз, "компакт-диск содержит материал, записанный Питой в сотрудничестве с певицей Цудзико Норико". Что ж, посмотрим…