"Dissilent" - CD
2004, Nexsound, NS27
Простейшие арифметические действия властвуют умами. Сначала Штокгаузен, потом Риодзи Икеда, теперь соблазну поддался украинский музыкант Дмитрий Федоренко, работающий под вывеской KOTRA.
Впервые об этом проекте российская аудитория узнала благодаря компиляции, прилагавшейся ко второму номеру журнала "Бульdozer". Признаться, короткий трек "-i" и по сей день остаётся моей любимой пьесой на той весьма пёстрой подборке. Потом был первый сольный альбом "Stir Mech" (2002, CDR NS07), изданный на Nexsound, содержавший колкую и ломкую микроволну и запавший в душу многим любителям диковинного в ту пору саунда. Позже имели место концертные выступления в ближнем и дальнем зарубежье и рецензии в The Wire, совместные альбомы с Андреем Кириченко, Кимом Касконе (Kim Cascone), Андреасом Бертлингом (Andreas Berthling). Наконец, в прошлом году киевлянин порадовал нас известием о выходе нового альбома: с абстрактной мазнёй на обложке, отчего-то руническим шрифтом и классической для адептов цифрового звучания лаконичностью - 34 минутами звука.
Признаться, не думал, что столь радикальный подход к звуку все ещё в ходу. Микроволновая музыка в своем первозданном виде практически исчезла с рынка, уступив место менее прямолинейным образцам жанра, играющим на нюансах и сочетающих цифровое звучание с более традиционными инструментами. Обладателю "Dissilient" предстоит лоб в лоб столкнуться с уже подзабытыми ультразвуковыми атаками, тестовыми сигналами, неясным дигитальным шорохом и прочими прелестями. Пресс-релиз утверждает, что на этой работе стало больше импровизации, усложнились текстуры, звучание приобрело невиданную доселе насыщенность. Подтверждаем: пунктирные линии композиций нескольких видов - "Minus", "Zero", "Plus", "Plus/Minus", "Minus/Plus" - нанесены недрогнувшей рукой мастера. Звук плотный (насколько это возможно в микроволновом вакууме) и напористый. Многочисленные щелчки и хрусты отмечают ритмические сбои, которыми и без того полны текстуры всех представленных пьес. Не обошлось без знакового курьеза - 33 секунды кейджевской тишины под вывеской "Zero".
Единственное, что смущает - некоторая параллель, которую память независимо от желания проводит с аналогичной работой Икеды "+/-". Это досадное недоразумение - единственный минус альбома.
"Acute" - mp3 business card
2004, Nexsound, NS27A
"Техно - навсегда!", - этот лозунг всё чаще и чаще находит своё подтверждение там, где обнаружить его ожидаешь менее всего. На сей раз поводом для размышлений о мимикрии такого рода музыки стал EP киевского музыканта Дмитрия Федоренко, более известного как KOTRA. Бизнес-карта, на которую в формате mp3 записаны четыре трека, стала дополнением к альбому "Dissilient", вышедшего в том же году. Однако в отличие от радикальной микроволны, наполненной классическими для такого рода музыки высокочастотными атаками и щелчками, на мини-альбоме представлены совершенно другие композиции.
Судя по звуку, выполнены они на компьютере, однако в рамки привычной цифровой музыки не укладываются. Слишком консервативны их структуры, подозрительно регулярен ритм, а то, что вместо урчания синтезаторов раздается лишь хруст и писк - так это ничего не значит. И если ближайшей аналогией для "Dissilient" являются альбомы Ryoji Ikeda, то "Acute" располагается в непосредственной близости к работам MASSIMO и некоторым пластинкам PITA (Peter Rehberg).
Приобретая "Acute", вы становитесь обладателем милой и приятной безделушки, которая подарит вам 20 минут сочного цифрового пост-техно. Формат же издания говорит о том, что инициатива энтузиастов с лейблов Stalplaat и Mego, выпускающих своих артистов на носителях всех видов, дала всходы.