"Absolute Bajs" - 2CD-R (ltd. 250)
2004, Zhelezobeton, ZHB-IV
Ретроспектива раннего проекта GRISMANNEN шведского музыканта Петера Андерссона сначала меня удивила, затем обрадовала, а после заставила погрузиться в мрачные раздумья на тему "как молодость, искренность и непосредственность уступают место занудству, нарочитому умничанию и бессмысленным попыткам уразуметь суть бытия".
Это ведь что получается - жил себе некогда человек, радовался сиюминутным успехам, слушал музыку и сам не чужд был звукотворчеству. Вдруг случилось нечто, что в одночасье перевернуло всё с ног на голову. Вместо великолепных квази-электронных пьес, наполненных вычурными мелодиями и иронией, которая была свойственная электронной музыке лишь в 50-60-е гг., мир был "осчастливлен" непроходимым болотом, именуемым, в зависимости от ситуации, то raison d'être, то Atomine Elektrine, то Stratvm Terror... Григорианские хоралы, колокольные перезвоны, задумчивые завывания - всё это не только с идиотским упорством и в разных пропорциях тиражировалось из альбома в альбом самим П.А., но ещё и породило массу последователей. Прошло 10 лет - и постиндустриальную музыку, вернее, её ambient-составляющую, слушать уже невозможно.
Но вернемся к двойному CDR-релизу, произведённому на свет значком Zhelezobeton. На дисках мы имеем "greatest hits": композиции, заимствованные с компиляций, self-release, ранних малотиражных кассет и прочих канувших в Лету носителей звука. Учитывая тот факт, что все пьесы созданы в период между 1991-2001 гг., можно утверждать, что столкнулись, ни много ни мало, с юбилейным сборником.
Первый диск - именины сердца для любителей lo-fi, игрушечного synth-pop и всякого рода bizarre. Нечто среднее между саундтреком к B-movies о вторжениях инопланетных захватчиков и советским мультфильмам о пионерах-покорителях космоса. Этакая салонная музыка, исполненная Алисой Селезнёвой (вокал), механиком Зелёным (клавишные и программирование) и анархистом Громозекой (кишечные газы, спецэффекты). Слушается всё на одном дыхании, сопровождаемом хихиканьем и притопыванием. Обращаю ваше внимание на трек "Acid-Do-Fill-Us" - так над acid-house не измывался ещё никто.
Диск второй тоже ничего, хотя и проигрывает первому по нескольким параметрам. Композиции стали длиннее, а потому - назойливее. Качество звука заметно выросло, увеличив дистанцию между дурашливостью самой идеи и серьёзностью её реализации. Тонкая ирония превратилась в фарс, фарс кое-где скатился до б'анальной похабщины. Впрочем, это неудивительно - годы работы над основными проектами (читай выше) сделали своё дело, вызвали инфляцию чувства юмора.
Упакованный в рукотворный бокс с инсертами и лимитированный 250 копиями, этот альбом, безусловно, заслуживает вашего внимания независимо от того, считаете ли вы П.А. гением, или же, как я, склонны считать его творчество вне рамок GRISMANNEN самым что ни на есть absolute bajs.