FIRST HUMAN FERRO
"Motherwards" - CD (ltd. 999)
2002, Eldritch Music, em011ee
Это третий альбом проекта FHF, на этот раз посвященный архетипу матери. Он содержит два безымянных 20-тиминутных трека, которые выдержаны в лучших традициях death-industrial. Каждый акустический фрагмент этого альбома имеет металлический привкус, как будто в рот слушателя вложено дуло револьвера. Однако в тоже время 40 с небольшим минут звука погружают вас в абсолютно уютный, мягкий мир, царство изначальной Плеромы, создавая покой, не нарушенный травмой рождения. Наверное, так уютно ощущал себя в материнском лоне скрюченный человечек, появляющийся на обложках всех альбомов FIRST HUMAN FERRO и являющийся (судя по всему) частью логотипа проекта.
2003
"Numinosum/Pogrom/Nex/A Choice is a Chance" - 3"CD-R (ltd. 50)
2003, OMS Records, OMS-02-CDR
Это сингл, укомплектованный по всем правилом "сингловых" традиций: две композиции с грядущего (давно обещанного) альбома "Ferrari" (который должен выйти на польском значке Soulworm ed.) плюс два эксклюзивных трека, которые, по всей видимости, более нигде не появятся. Все это хозяйство упаковано в jewel-box и снабжено ч/б обложкой, на которой скрючился традиционный логотип FHF.
Теперь что касается музыки. Сразу отмечу: 1 и 3 треки значительно уступают композициям "Pogrom" и "A choise is a chance". На мой взгляд, они являются подобием инженерной кальки, которой проложены фрагменты будущего полноформатника. И, как и калька, они столь же бесцветны, хотя и не лишены некоторого очарования. Я бы сказал, что эти вещи представляют мутирующий во времени белый шум. Эдакий эксперимент в духе старой школы power-electronics a la WHITEHOUSE, но без вокала.
"Pogrom" и "A choise is a chance" мне показались более интересными. Именно на них традиционный для FHF death industrial медленно превращается… медленно превращается… в элегантный power electronics со всеми сопутствующими данному музыкальному направлению элементами, как-то: структурированный шум, дисторшированный вокал, нечто, выполняющее функцию ритмической основы, etc.
И в заключении отмечу: этот 3`CD-r не является шедевром, но и мусором его не назовешь. Рекомендуется всем почитателям harsh-noise/PE и всем тем, кто (как и я) устал ждать появления нового альбома Олега (Костоломо).
2003
"Guernica Macrocosmica" - CD (ltd. 700)
2003, Eibon Records, FHF045
Хм… довольно странное продолжение в дискографии житомирского проекта, стилевая принадлежность которого ранее обозначалась как death industrial. Обозначалась "ранее", так как данный опус в рамки вышеуказанного стиля можно запихать, лишь утоптав ногами. Пресс-релиз Eibon сообщает, что в альбоме использованы фрагменты "традиционных" русских песен, что несколько сбивает с толку и интригует одновременно. Впрочем, будем разбираться.
Intro для альбома служит слегка зашумленный кусок старой советской песенки, исполняет которую, если я не ошибаюсь, Вадим Козин. Впрочем, такой шаг не является чем-то экстраординарным. Мне сразу вспомнился первый альбом FOLKSTORM "Information Blitzkrieg", да и на других power electronics релизах таких заимствований более чем достаточно. Однако, вопреки ожиданиям, нойза далее не последовало…
Напротив, материал выдержан в тонах dark/death ambient, а общая структура композиций напоминает альбом другого проекта Украинского темного синдиката - IN MEDITARIUM. Время от времени Олег начинает декламировать фрагменты текстов, содержащихся в приложенном к компакт диску буклете.
Из общей массы более всего выделяются две композиции. "Hollow shells and light" представляет собой работу со звуком на базе советской песенки, названия которой я, увы, не знаю. В процессе звуковых манипуляций она превратилась в нечто эмбиентно-кашеобразное с вокалом, который теряет информативность и превращается в один из элементов звукоряда. Мне вспомнилась ситуация, когда я, отдыхая на одной из уральских баз, бродил по горам и неожиданно для себя наткнулся на какой-то дом отдыха… До вершины горы, на которой я обосновался, долетали лишь неясные ошметки музыки, под которую отдыхающие отплясывали на открытой эстраде. Темнеющее небо, закат и эти невнятные голоса произвели тогда потрясающее по своей силе впечатление.
Следующая далее трехминутная "Adentro" - это просто сэмпл из хита ВИА "Песняры" "Беловежская пуща". Мальчик, распевающий "Неприметной тропой пробираюсь к ручью…" напоминает агнца, направляющегося к месту его добровольного заклания.
Подводим итоги. Несомненно, этот альбом заслуживает вашего внимания не зависимо от того, как вы относились ранее к творчеству Олега, ранее известного как Kostolomo. Ничего подобного в индустриальной пост-советской музыке пока не было. А решать, что это - афера или гениальная работа - предстоит вам.
В завершение отмечу, что год 2003 был для Олега весьма успешным. Помимо изданного силами OMS recs. альбома "Greater Than Temple", в ноябре на польском Soulworm ed. был реализован материал "Ferrari", содержащий самый жесткий саунд за всю историю FHF.
2003
"Ferrari" - CD-R (ltd. 250)
2003, Soulworm Editions, Worm XXVIII
Дорога ложка к обеду - это лишний раз понимаешь в ситуации, которая сложилась в связи с появлением на свет альбома "Ferrari" нашего старого знакомого Олега Коляды. Материал, записанный ещё в 2002 году, тогда же и был запланирован к изданию на польском лейбле. Но в действительности вышло всё иначе. Сначала лейбл задерживал издание альбома (в принципе, такое случается сплошь и рядом, так что на факт сей можно было и не обращать внимания). Затем, после того, как было объявлено об официальной дате релиза, шеф значка перестал выходить на связь. Время шло, Олег записал и успешно издал новый материал на итальянском Eibon recs., а из Польши вестей всё не было. Затем появилась информация о том, что Soulworm Editions приказал долго жить и распродаёт свой stock. И только благодаря железной хватке начальника Ukrainian Dark Syndicate - Lord'а Gorgoroth'a - по прошествии года часть тиража добралась до авторов и через их посредничество попала мне в руки. За давностью лет работа растеряла былую актуальность - это мы учтём. Примем во внимание и то, что сам автор давно потерял интерес к этой пластинке. Но все вышеотмеченные ремарки - не повод для её игнорирования.
Не устану повторять, что power-electronics в наши дни превратился в отстойник идей, которые давно стали общим местом в экстремальной электронной музыке. Любая пластинка в этом жанре - набор до зубной боли знакомых клише. Зачем Олегу, который ранее тяготел к выдохшемуся, но менее пафосному death-industrial, понадобилось пробовать свои силы на этом сомнительном поприще, мне неведомо. Ведь были же крепкие пластинки: "Motherwards", например, или более поздняя, вызвавшая диаметрально противоположные мнения, "Guernica Macrocosmica". Тяготевший к психологизму парубок вдруг ринулся в выгребную яму социологии, но сделал это неубедительно и, похоже, сам это осознал. Не клеятся к FHF ни стилизованные башни-близнецы a la ВТЦ, ни свастикообразный логотип, ни прочая болотная жижа.
Все девять треков (два из них - "Pogrom" и "A Choise is a Chance" выходили на сингле), построенных на бесконечных повторах с редким вкраплением речей неопознанных ораторов. Первая аналогия, которая приходит на ум, это шведский FOLKSTORM. Схожая структура композиций, отсутствие ритмических элементов и "живого" вокала, неспешный темп и петли, петли, петли… Например, приглянувшаяся мне текстура в треке "Pnevma" за счет монотонности довольно быстро утратила своё очарование. Симпатичным "Taxi Drivers' Dream" и "Upon Humanitarium Grounds" также не хватает развития. Главное отличие "Ferrari" от продукции г-на Nordvargr'а - низкий бюджет записи. Несмотря на все старания, житомирцам (и это вполне естественно) не удалось догнать уровень профессиональных студий, в коих обретает плодовитый Henrik "Северный Олень" Bjorkk.
"Ferrari" можно рекомендовать стремительно растущей армии PE-фэнов, которых мало тревожат проблемы кризиса жанра. Этот альбом с равным успехом мог быть реализован и на Freak Animal, и на White L, и на любом другом неравнодушном к идеологически окрашенному шуму лейбле. Все претензии, высказанные в отношении релиза, следует воспринимать в контексте всего творчества FIRST HUMAN FERRO.
03.10.2003
"Corona Astralis" - CD (ltd. 500)
2005, OMS Records, OMSCD01
Олег Коляда, один из пионеров украинского индастриала, наглядно демонстрирует нам, что такое диалектика перехода количественных изменений в качественные. Последовательно отметившись в агрессивном эмбиенте, death-industrial, power-electronics и попробовав свои силы в вивисекции советского песенного наследия, он вернулся к истокам. "Corona Astralis" индустриально твердолоб, богат текстурами, провалами в акустические бездны и холодные звуковые ландшафты. Все это можно было бы назвать повторением пройденного материала, если бы не одно "но" - пронизывающий все пять пьес альбома "космизм", которого прежде за FIRST HUMAN FERRO не замечалось. Какая напасть заставила Олега отречься от земной юдоли и воздеть очи к Великой пустоте, мне неизвестно, но в одном я уверен - "Corona Astralis" следует послушать почитателям BAD SECTOR, INADE, POLYGON и питерских космонавтов-радиолюбителей.
Сопроводительная информация в буклете сообщает, что этот альбом стал логическим продолжением "Motherwards", одного из самых удачных релизов в дискографии проекта. Это, по меньшей мере, странно, поскольку я взял бы на себя смелость объявить "Corona Astralis" антитезой изоляционистскому эмбиенту 2001 года. Здесь слишком много пространства, акустическая палитра слишком забита, мелодические линие выпирают практически в каждой пьесе - магринизм слишком очевиден, чтобы его игнорировать. Поклонникам "Dolmen Factory" и "Ampos" должна понравиться лаконичная "Patria Divina", любителям более жёсткого звучания - "Zero Moment". Но несмотря на массу параллелей, которые при желании можно найти за сорок одну минуту звучания этого-компакт диска, он на голову выше всего того, что ранее выходило под маркой FIRST HUMAN FERRO. За исключением одного - того самого, пятилетней давности "Motherwards", классики жанра.
22.05.2006