Christian Fennesz
"Instrument" - 12"
1995, Mego 004
Двенадцатидюймовый винил, вращающийся на скорости 45 об/мин - здесь не разгуляешься, хотя, этого и не требовалось. Дебют на Mego Кристиана Феннеша является программным документом или, если угодно, "Новым органоном" цифровой музыки. Всё в нём - название, звучание, скоротечность, - призваны, скорее, манифестировать выход германского techno на новый виток развития, нежели произвести впечатление целостного произведения.
Четыре пьесы (по две на каждую из сторон) - это техно-саунд разной степени плотности и интенсивности. В них пересеклись два магистральных направления: свободная гитарная музыка и актуальные тенденции электронной сцены середины 90-х. С одной стороны, мощная дигитальная волна (OVAL, AUTECHRE и MICROSTORIA), а с другой - post-rock, neo-dub и ambient. Элементы композиций плотно, как блоки в египетских пирамидах, подогнаны друг к другу. Здесь нет акустических просветов или наслоений - всё раскатано в идеально ровный пласт, в текстуре которого проглядывают гитары, обильная перкуссия и специфический цифровой шорох. Говорить об авторском почерке Феннеша пока не приходится, так как он скорее предугадывается, чем присутствует. Человеку, знакомому с более поздними работами, несложно будет вычленить из общего потока те или иные характерные созвучия или приемы, для всех прочих, наверное, этот винил станет вехой на пути от наследия Брайна Ино и ORB к химической свадьбе гитары и лэптопа.
P.S. Эпохальную значимость "Instrument" в глазах "цифровой" мировой общественности подтверждает и тот факт, что спустя несколько лет пьесы, его оставившие, вошли в CD-компиляцию разношёрстных треков Кристиана под общим названием "Field Recordings 1995:2002" (2002, Touch Tone 16).
20.04.2005
"Hotel Paral.lel" - CD
1997, Mego 016
"Hotel Paral.lel" стал первым полнометражным альбомом Феннеша на Mego. Кристиан явно увлёкся процессом и заплыл за все мыслимые буйки. Слишком разнородный получился диск, к неимоверному количеству стилей и контекстов в восприятии электронной музыки он отсылает. Здесь вам и минимал-техно пастиши, и шумный цифровой эмбиент, и характерные для австрийца дигитальные аранжировки гитарных пассажей. Характерная особенность: разномастные элементы уживаются в рамках одной композиции, абсолютно между собой не конфликтуя. Как шары в лототроне, они бесконечно меняются местами, вступая в легкомысленные и непродолжительные связи.
В отличие от более поздних работ, звук на "Hotel Paral.lel" варварский. Цифровые текстуры и гитарные фрагменты здесь нашинкованы увесистыми ломтями, а тот или иной элемент, случайно возникнув, иногда подчиняет себе всю композиционную структуру пьес. Характерный пример - четвёртый трек "Blok M" начинается как достаточно типичная для компьютерной музыки мешанина микрозвуков, которая через несколько минут утягивается в корсет жёсткого техно-ритма. Финальная пьеса помимо цифровой деконструкции гитарного саунда приправлена жирным басом и неспешной ритмической партией, вероятно, сыгранной вживую. В чести здесь и торговая марка проекта OVAL - имитация прыгающих и зависающих на одном месте компакт-дисков. Обращает на себя внимание и отсутствие яркой и навязчивой мелодики, которая сегодня является фирменным знаком Кристиана. Не поймите меня превратно: "Отель…" довольно мелодичен, но гармоники здесь блёклые и скрыты они под грудой миролюбивого шершавого нойза, и для того, чтобы уловить их, придётся уделить изрядную долю внимания.
20.04.2005
"Plus Forty Seven Degrees 56' 37'' Minus Sixteen Degrees 51' 08''" - CD
1999, Touch, TO:40
Два летних месяца 1999 года Кристиан Феннеш провел на этюдах. Далеко ходить не пришлось, для этих целей вполне сгодился сад за его домом. Расположившись на свежем воздухе, прихватив с собой гитару и лэптоп, он всецело отдался созерцанию и музицированию. Из записей, созданных в этот период, были скомпонованы восемь треков, явленных миру в виде альбома с громоздким географическим названием "Plus Forty Seven Degrees 56' 37'' Minus Sixteen Degrees 51' 08''", который, помимо прочего, стал дебютом венского саунд-дизайнера на английском лейбле Touch. Судя по всему, сверхзадачей пластинки была фиксация момента перехода обстоятельств места и времени в обстоятельства образа действия. Впрочем, эта информация вряд ли имеет значение для слушателей, не наблюдавших непосредственно за работой над материалом. Нам остаётся лишь довольствоваться личным мнением автора: если её результат был обнародован, значит, желаемое было получено, и Кристиан удовлетворился содеянным.
Несмотря на всё вышесказанное, любителям звуков живой природы и карамельных пассажей поиском этого компакт-диска озадачиваться не стоит. Нет ни того, ни другого, зато в избытке присутствует третье: пласты цифрового звука разной степени интенсивности, которые никак не желают оформляться в благостные саундскейпы. Гармонии, красота и хрупкость выветрились, уступили место цифровым тычкам и скачкам. Это самая жёсткая работа в обширной дискографии Феннеша, способная конкурировать по резкости звука даже с его импровизационными пластинками. Ситуация, в которую втягивают восемь безымянных пьес альбома - конфликт. Тотальное несоответствие. И, как не сложно догадаться, попытка его преодоления. Такая деталь: несмотря на кажущуюся близость позиции Феннеша к мироощущению таких мэтров, как Брайн Ино и Филип Гласс, его работы далеки от Нью эйджа по целому ряду параметров, и на одно лишь использование компьютера это не спишешь. Оформление альбома - великолепные ландшафтные фотографии - выполнено штатным фотохудожником Touch Джоном Воузенкрофтом (Jon Wozencroft).
Возвращаясь к "Plus Forty Seven Degrees 56' 37''...". Непростая для восприятия работа. Проблемная. Этим и интересна.
20.04.2005
"Endless Summer" - CD/LP
2001, Mego 035
В 2002 году Феннеш совершил бархатную революцию, подарив миру великолепный альбом. Этот диск стал классикой цифровой музыки, да так запал в души и уши, что составил конкуренцию приснопамятному тестеру hi-fi аппаратуры "The Dark Side Of The Moon" PINK FLOYD. К "Endless Summer" никто не остался равнодушным. Одни восхищались, другие недоумевали, глядя на реакцию первых. Но их, первых, было больше. Кристиана полюбили и девочки, и интеллектуалы. "Бесконечное лето" не только породило массу споров среди слушателей, но и вызвало ажиотаж по другую сторону баррикад. Как-то незаметно гитара и power-book от Эппл Макинтош вошли в джентльменский набор любого уважающего музыканта, программная среда Max/MSP для нового поколения стала тем же, чем синтезатор Roland TB-303 Bass Line был для первопроходцев эсид-хауса.
Революционная пластинка на редкость лаконична - тридцать пять минут звука (японская версия альбома, изданная P-Vine, включает бонус-трек "Ohne Sonne"). Но какого звука! Скептики, наверное, тут же ткнут указующим перстом в MICROSTORIA. Да, согласен, Ян и Маркус были первыми. Но их диски - продукт элитарный, до широкого слушателя не дошедший. А "Endless Summer" сумел влёгкую перешагнуть пропасть между двумя мирами и примирить программирование с музыкой в её обыденном понимании.
Феннеш играет на гитаре, в реальном времени и постфактум препарируя звучание инструмента, сочетая его с гранулярным синтезом и прочими дигитальными радостями. Фрагменты саунда в композициях крайне непостоянны, они то перекатываются скозь_и_через друг друга, как шары в лототроне, то, словно в калейдоскопе, вступают в крайне непрочные связи и складываются в потрясающие узоры. Все эти действия протекают в лёгком цифровом тумане, который мешает чёткой фокусировке, не даёт сосредоточиться на чём-то конкретном. Он растворяет ландшафты и время.
На компакт-диске восемь пьес. Каждая - шедевр. Любая - достойна вашего внимания. Музыка знойная и мелодичная. Гитарные пассажи прокладывают себе путь через цифровой бурелом, изредка предстают в первозданном виде, и вновь погружаются в волну микрозвуков. Прослушивание "Endless Summer" - это вглядывание в водную толщу горного озера. Видно всё: каждая крупинка или царапина достигнет вашего слуха, не останется незамеченной. Идеальная музыка для сопровождения летних вечеров вдали от города. Хрупкая и красивая работа, требующая деликатного обращения.
20.04.2005
"Field Recordings 1995:2002" - CD
2002, Touch, Tone 16
Так принято: время от времени нужно делать паузу, оглядываться на пройденный путь, подводить итоги и, как бы между делом, подчищать хвосты. Именно из таких "хвостов", собранных воедино и расфасованных в коробочки с индустриально-пасторальными пейзажами на обложке, и состоит добрая половина компиляции "Field Recordings 1995:2002". Другая её составляющая - материал дебюта Феннеша на Mego "Instrument" (винила знакового, но крайне редкого). Для того, чтобы прослушивание альбома не выглядело походом в пыльный чулан, венский музыкант предоставил издателям новую композицию "Good Man", которая и открывает эту коробку ассорти - типичный трек, наполненный гитарными сполохами, электронным шорохом и массой неидентифицируемого звука, сгенерированного на Max/MSP.
Пропуская мимо ушей четыре номера с Mego, мы добираемся до самого интересного: восьми композиций, которые либо были написаны на заказ, либо публиковались на тематических сборниках, то есть, в силу ряда обстоятельств, избежали внимания широких народных масс. Особо резвые почитатели таланта этого саунд-дизайнера, наверняка, уже имеют всё это в своих архивах, так что "Полевые записи" - подарок ленивым.
Прежде всего, это две пьесы "Betrieb B" и "Menthol", изданные на Mille Plateaux (вторая - на программной компиляции "Clicks&Cuts Vol.II"). В них, как и положено, тёплый звук гитары, гранулярный синтез и масса абразива: щелчки, тычки, да кочки. Ничего не поделаешь - гены, наследственность. IDM, как гепатит, даже по прошествии многих лет после выздоровления пациента делает его кровь негодной для переливания. Пьесы представляют сугубо ретроспективный интерес.
"Surf", "Ivend00", "Namewithnohorse", "Codeine" - ремиксы и ремейки - понятны лишь тем, кто знаком с объектами ремикширования и поводами, по случаю которых они имели место. Впрочем, было бы несправедливо не отметить талант Феннеша-чучельника, который даже из самого уродливого тельца путём ему одному ведомых манипуляций ухитряется изготавливать симпатичных куколок. Ей богу, его "покойники" выглядят лучше, чем при жизни. Особенно хорош "Codeine" - гитара дерёт и душу, и кожу, и почву под ногами.
Для меня главной интригой компиляции стал документированный опыт Феннеша-саунддизайнера. Крайне скоротечные, но от того ещё более притягательные "Stairs" и "Odessa" демонстрируют нам вхождение музыканта в миро кинематографа. Пьесы попали в саунд-трек к фильму "Голубая Луна". Два эмбиент-брильянта в коробке самоцветов.
20.04.2005
"Venice" - CD
2004, Touch, TO:53
Вообще-то Christain Fennesz - человек с Mego, однако в последнее время изданием его сольных пластинок всё чаще занимается английский лейбл Touch. "Venice" - это четвёртый сольный альбом музыканта. Всем, кого интересует биография, прошлые релизы и творческие планы, рекомендую посетить сайт
www.fennesz.com, себе же я позволю без лишних экивоков перейти к рассмотрению лежащего передо мной CD.
Могу сообщить вам без тени сомнения - это уже mainstream. Думаю, совсем скоро такого рода музыка предпримет активную оккупацию ниши, в которой до сего момента комфортно располагалось не переваренное "творческое наследие" Brian Eno, J.-M. Jarre и Vahgelis - другими словами B-version new-age. Не поймите меня превратно: то, что делает Fennesz - вовсе не модернизированный клюквенный кисель вышеозначенных авторов и к new-age никакого отношения не имеет. Напротив, это здоровая ему альтернатива, настоянная на ингредиентах post-techno, IDM, очищенная в перегонном кубе microwave/glitch и пригодная к употреблению людьми без специальной подготовки. Позволю себе ещё одно "кулинарное" сравнение - музыка альбома "Venice", в отличие от печально-космических синтезаторных пассажей любимцев пятидесятилетних меломанов, напоминает не клейкую и приторную сахарную вату, а, быть может, зефир. Она упруга, в ней много воздуха, она обладает текучестью, однако liquid'ность строго ограничена вполне осязаемой формой. Прохладность и отстранённость здесь ощущаются на физиологическом уровне. Если это и ambient, то какой-то он странный. То тут, то там в нём попадаются нерастворённые до конца фрагменты: акустические комки, острые кристаллы цифрового происхождения, микроволновая иглотерапия и много чего ещё. Время от времени встречаются и гитары, что, в общем-то, вполне уместно, так как в прошлом Fennesz - гитарист free-rock коллектива. Например, альбом "Endless Summer" (Mego 035) практически полностью состоял из удушливого и препарированного гитарного саунда.
В композиции "Transit" - единственной, снабжённой вокалом, в качестве приглашенной звезды значится David Sylvian (в далеком прошлом вокалист JAPAN, а ныне - сольный музыкант, тяготеющий к восточному мистицизму и алчущий космической гармонии). Впрочем, его появление на пластинке - не более чем проявление вежливости: Fennesz активно работал над одним из треков последнего альбома Sylvian'а "Blemish". Голос его трек не испортил, но и, по большому счету, не украсил.
На обложке диска - две потрёпанные лодки на глади воды. Внутри digipack'a - отражение улиц и зелени в мутных водах венецианских каналов и пустынный заснеженный аэропорт (привет Брайану Ино). Умиротворяющая музыка для взрослых, яркий пример вошедшего в период зрелости саунд-дизайна.
27.06.2004