Машинное отделение новости рецензии тексты лейбл контакты ссылки

Christian Fennesz

"Instrument" - 12"
1995, Mego 004

Fennesz - Instrument
Двенадцатидюймовый винил, вращающийся на скорости 45 об/мин - здесь не разгуляешься, хотя, этого и не требовалось. Дебют на Mego Кристиана Феннеша является программным документом или, если угодно, "Новым органоном" цифровой музыки. Всё в нём - название, звучание, скоротечность, - призваны, скорее, манифестировать выход германского techno на новый виток развития, нежели произвести впечатление целостного произведения.

Четыре пьесы (по две на каждую из сторон) - это техно-саунд разной степени плотности и интенсивности. В них пересеклись два магистральных направления: свободная гитарная музыка и актуальные тенденции электронной сцены середины 90-х. С одной стороны, мощная дигитальная волна (OVAL, AUTECHRE и MICROSTORIA), а с другой - post-rock, neo-dub и ambient. Элементы композиций плотно, как блоки в египетских пирамидах, подогнаны друг к другу. Здесь нет акустических просветов или наслоений - всё раскатано в идеально ровный пласт, в текстуре которого проглядывают гитары, обильная перкуссия и специфический цифровой шорох. Говорить об авторском почерке Феннеша пока не приходится, так как он скорее предугадывается, чем присутствует. Человеку, знакомому с более поздними работами, несложно будет вычленить из общего потока те или иные характерные созвучия или приемы, для всех прочих, наверное, этот винил станет вехой на пути от наследия Брайна Ино и ORB к химической свадьбе гитары и лэптопа.

P.S. Эпохальную значимость "Instrument" в глазах "цифровой" мировой общественности подтверждает и тот факт, что спустя несколько лет пьесы, его оставившие, вошли в CD-компиляцию разношёрстных треков Кристиана под общим названием "Field Recordings 1995:2002" (2002, Touch Tone 16).

20.04.2005

"Hotel Paral.lel" - CD
1997, Mego 016

Fennesz - Hotel Paral.lel
"Hotel Paral.lel" стал первым полнометражным альбомом Феннеша на Mego. Кристиан явно увлёкся процессом и заплыл за все мыслимые буйки. Слишком разнородный получился диск, к неимоверному количеству стилей и контекстов в восприятии электронной музыки он отсылает. Здесь вам и минимал-техно пастиши, и шумный цифровой эмбиент, и характерные для австрийца дигитальные аранжировки гитарных пассажей. Характерная особенность: разномастные элементы уживаются в рамках одной композиции, абсолютно между собой не конфликтуя. Как шары в лототроне, они бесконечно меняются местами, вступая в легкомысленные и непродолжительные связи.

В отличие от более поздних работ, звук на "Hotel Paral.lel" варварский. Цифровые текстуры и гитарные фрагменты здесь нашинкованы увесистыми ломтями, а тот или иной элемент, случайно возникнув, иногда подчиняет себе всю композиционную структуру пьес. Характерный пример - четвёртый трек "Blok M" начинается как достаточно типичная для компьютерной музыки мешанина микрозвуков, которая через несколько минут утягивается в корсет жёсткого техно-ритма. Финальная пьеса помимо цифровой деконструкции гитарного саунда приправлена жирным басом и неспешной ритмической партией, вероятно, сыгранной вживую. В чести здесь и торговая марка проекта OVAL - имитация прыгающих и зависающих на одном месте компакт-дисков. Обращает на себя внимание и отсутствие яркой и навязчивой мелодики, которая сегодня является фирменным знаком Кристиана. Не поймите меня превратно: "Отель…" довольно мелодичен, но гармоники здесь блёклые и скрыты они под грудой миролюбивого шершавого нойза, и для того, чтобы уловить их, придётся уделить изрядную долю внимания.

20.04.2005

"Plus Forty Seven Degrees 56' 37'' Minus Sixteen Degrees 51' 08''" - CD
1999, Touch, TO:40

Fennesz - Plus Forty Seven Degrees 56' 37'' Minus Sixteen Degrees 51' 08''
Два летних месяца 1999 года Кристиан Феннеш провел на этюдах. Далеко ходить не пришлось, для этих целей вполне сгодился сад за его домом. Расположившись на свежем воздухе, прихватив с собой гитару и лэптоп, он всецело отдался созерцанию и музицированию. Из записей, созданных в этот период, были скомпонованы восемь треков, явленных миру в виде альбома с громоздким географическим названием "Plus Forty Seven Degrees 56' 37'' Minus Sixteen Degrees 51' 08''", который, помимо прочего, стал дебютом венского саунд-дизайнера на английском лейбле Touch. Судя по всему, сверхзадачей пластинки была фиксация момента перехода обстоятельств места и времени в обстоятельства образа действия. Впрочем, эта информация вряд ли имеет значение для слушателей, не наблюдавших непосредственно за работой над материалом. Нам остаётся лишь довольствоваться личным мнением автора: если её результат был обнародован, значит, желаемое было получено, и Кристиан удовлетворился содеянным.

Fennesz на природе
Несмотря на всё вышесказанное, любителям звуков живой природы и карамельных пассажей поиском этого компакт-диска озадачиваться не стоит. Нет ни того, ни другого, зато в избытке присутствует третье: пласты цифрового звука разной степени интенсивности, которые никак не желают оформляться в благостные саундскейпы. Гармонии, красота и хрупкость выветрились, уступили место цифровым тычкам и скачкам. Это самая жёсткая работа в обширной дискографии Феннеша, способная конкурировать по резкости звука даже с его импровизационными пластинками. Ситуация, в которую втягивают восемь безымянных пьес альбома - конфликт. Тотальное несоответствие. И, как не сложно догадаться, попытка его преодоления. Такая деталь: несмотря на кажущуюся близость позиции Феннеша к мироощущению таких мэтров, как Брайн Ино и Филип Гласс, его работы далеки от Нью эйджа по целому ряду параметров, и на одно лишь использование компьютера это не спишешь. Оформление альбома - великолепные ландшафтные фотографии - выполнено штатным фотохудожником Touch Джоном Воузенкрофтом (Jon Wozencroft).

Возвращаясь к "Plus Forty Seven Degrees 56' 37''...". Непростая для восприятия работа. Проблемная. Этим и интересна.

20.04.2005

"Endless Summer" - CD/LP
2001, Mego 035

Fennesz - Endless Summer
В 2002 году Феннеш совершил бархатную революцию, подарив миру великолепный альбом. Этот диск стал классикой цифровой музыки, да так запал в души и уши, что составил конкуренцию приснопамятному тестеру hi-fi аппаратуры "The Dark Side Of The Moon" PINK FLOYD. К "Endless Summer" никто не остался равнодушным. Одни восхищались, другие недоумевали, глядя на реакцию первых. Но их, первых, было больше. Кристиана полюбили и девочки, и интеллектуалы. "Бесконечное лето" не только породило массу споров среди слушателей, но и вызвало ажиотаж по другую сторону баррикад. Как-то незаметно гитара и power-book от Эппл Макинтош вошли в джентльменский набор любого уважающего музыканта, программная среда Max/MSP для нового поколения стала тем же, чем синтезатор Roland TB-303 Bass Line был для первопроходцев эсид-хауса.

Революционная пластинка на редкость лаконична - тридцать пять минут звука (японская версия альбома, изданная P-Vine, включает бонус-трек "Ohne Sonne"). Но какого звука! Скептики, наверное, тут же ткнут указующим перстом в MICROSTORIA. Да, согласен, Ян и Маркус были первыми. Но их диски - продукт элитарный, до широкого слушателя не дошедший. А "Endless Summer" сумел влёгкую перешагнуть пропасть между двумя мирами и примирить программирование с музыкой в её обыденном понимании.

Феннеш играет на гитаре, в реальном времени и постфактум препарируя звучание инструмента, сочетая его с гранулярным синтезом и прочими дигитальными радостями. Фрагменты саунда в композициях крайне непостоянны, они то перекатываются скозь_и_через друг друга, как шары в лототроне, то, словно в калейдоскопе, вступают в крайне непрочные связи и складываются в потрясающие узоры. Все эти действия протекают в лёгком цифровом тумане, который мешает чёткой фокусировке, не даёт сосредоточиться на чём-то конкретном. Он растворяет ландшафты и время.

На компакт-диске восемь пьес. Каждая - шедевр. Любая - достойна вашего внимания. Музыка знойная и мелодичная. Гитарные пассажи прокладывают себе путь через цифровой бурелом, изредка предстают в первозданном виде, и вновь погружаются в волну микрозвуков. Прослушивание "Endless Summer" - это вглядывание в водную толщу горного озера. Видно всё: каждая крупинка или царапина достигнет вашего слуха, не останется незамеченной. Идеальная музыка для сопровождения летних вечеров вдали от города. Хрупкая и красивая работа, требующая деликатного обращения.

20.04.2005

"Field Recordings 1995:2002" - CD
2002, Touch, Tone 16

Fennesz - Field Recordings 1995:2002
Так принято: время от времени нужно делать паузу, оглядываться на пройденный путь, подводить итоги и, как бы между делом, подчищать хвосты. Именно из таких "хвостов", собранных воедино и расфасованных в коробочки с индустриально-пасторальными пейзажами на обложке, и состоит добрая половина компиляции "Field Recordings 1995:2002". Другая её составляющая - материал дебюта Феннеша на Mego "Instrument" (винила знакового, но крайне редкого). Для того, чтобы прослушивание альбома не выглядело походом в пыльный чулан, венский музыкант предоставил издателям новую композицию "Good Man", которая и открывает эту коробку ассорти - типичный трек, наполненный гитарными сполохами, электронным шорохом и массой неидентифицируемого звука, сгенерированного на Max/MSP.

Пропуская мимо ушей четыре номера с Mego, мы добираемся до самого интересного: восьми композиций, которые либо были написаны на заказ, либо публиковались на тематических сборниках, то есть, в силу ряда обстоятельств, избежали внимания широких народных масс. Особо резвые почитатели таланта этого саунд-дизайнера, наверняка, уже имеют всё это в своих архивах, так что "Полевые записи" - подарок ленивым.

Fennesz за работой
Прежде всего, это две пьесы "Betrieb B" и "Menthol", изданные на Mille Plateaux (вторая - на программной компиляции "Clicks&Cuts Vol.II"). В них, как и положено, тёплый звук гитары, гранулярный синтез и масса абразива: щелчки, тычки, да кочки. Ничего не поделаешь - гены, наследственность. IDM, как гепатит, даже по прошествии многих лет после выздоровления пациента делает его кровь негодной для переливания. Пьесы представляют сугубо ретроспективный интерес.

"Surf", "Ivend00", "Namewithnohorse", "Codeine" - ремиксы и ремейки - понятны лишь тем, кто знаком с объектами ремикширования и поводами, по случаю которых они имели место. Впрочем, было бы несправедливо не отметить талант Феннеша-чучельника, который даже из самого уродливого тельца путём ему одному ведомых манипуляций ухитряется изготавливать симпатичных куколок. Ей богу, его "покойники" выглядят лучше, чем при жизни. Особенно хорош "Codeine" - гитара дерёт и душу, и кожу, и почву под ногами.

Для меня главной интригой компиляции стал документированный опыт Феннеша-саунддизайнера. Крайне скоротечные, но от того ещё более притягательные "Stairs" и "Odessa" демонстрируют нам вхождение музыканта в миро кинематографа. Пьесы попали в саунд-трек к фильму "Голубая Луна". Два эмбиент-брильянта в коробке самоцветов.

20.04.2005

"Venice" - CD
2004, Touch, TO:53

Christian Fennesz - Venice
Вообще-то Christain Fennesz - человек с Mego, однако в последнее время изданием его сольных пластинок всё чаще занимается английский лейбл Touch. "Venice" - это четвёртый сольный альбом музыканта. Всем, кого интересует биография, прошлые релизы и творческие планы, рекомендую посетить сайт www.fennesz.com, себе же я позволю без лишних экивоков перейти к рассмотрению лежащего передо мной CD.

Могу сообщить вам без тени сомнения - это уже mainstream. Думаю, совсем скоро такого рода музыка предпримет активную оккупацию ниши, в которой до сего момента комфортно располагалось не переваренное "творческое наследие" Brian Eno, J.-M. Jarre и Vahgelis - другими словами B-version new-age. Не поймите меня превратно: то, что делает Fennesz - вовсе не модернизированный клюквенный кисель вышеозначенных авторов и к new-age никакого отношения не имеет. Напротив, это здоровая ему альтернатива, настоянная на ингредиентах post-techno, IDM, очищенная в перегонном кубе microwave/glitch и пригодная к употреблению людьми без специальной подготовки. Позволю себе ещё одно "кулинарное" сравнение - музыка альбома "Venice", в отличие от печально-космических синтезаторных пассажей любимцев пятидесятилетних меломанов, напоминает не клейкую и приторную сахарную вату, а, быть может, зефир. Она упруга, в ней много воздуха, она обладает текучестью, однако liquid'ность строго ограничена вполне осязаемой формой. Прохладность и отстранённость здесь ощущаются на физиологическом уровне. Если это и ambient, то какой-то он странный. То тут, то там в нём попадаются нерастворённые до конца фрагменты: акустические комки, острые кристаллы цифрового происхождения, микроволновая иглотерапия и много чего ещё. Время от времени встречаются и гитары, что, в общем-то, вполне уместно, так как в прошлом Fennesz - гитарист free-rock коллектива. Например, альбом "Endless Summer" (Mego 035) практически полностью состоял из удушливого и препарированного гитарного саунда.

В композиции "Transit" - единственной, снабжённой вокалом, в качестве приглашенной звезды значится David Sylvian (в далеком прошлом вокалист JAPAN, а ныне - сольный музыкант, тяготеющий к восточному мистицизму и алчущий космической гармонии). Впрочем, его появление на пластинке - не более чем проявление вежливости: Fennesz активно работал над одним из треков последнего альбома Sylvian'а "Blemish". Голос его трек не испортил, но и, по большому счету, не украсил.

На обложке диска - две потрёпанные лодки на глади воды. Внутри digipack'a - отражение улиц и зелени в мутных водах венецианских каналов и пустынный заснеженный аэропорт (привет Брайану Ино). Умиротворяющая музыка для взрослых, яркий пример вошедшего в период зрелости саунд-дизайна.

27.06.2004
Внутренние ссылки:
Fennesz & Sakamoto - "Sala Sancta Celicia"

Внешние ссылки:
Christian Fennesz - http://www.fennesz.com
Mego - http://www.mego.at
Mille Plateaux - http://www.milleplateauxmedia.com
Touch - http://www.touchmusic.org.uk

новости : рецензии : тексты : лейбл : контакты : ссылки
оптимизирован под MS IE 5.0+ 1024х768
© 2004 Radionoise.ru