"Ещё вчера это казалось невозможным" - CD-R (ltd. 88)
2005, Extremal Psychonauts, ExPsy 012
Сплит двух ленинградских дружественных проектов посвящён научно-техническому прогрессу. Сказать, что это однозначный стёб нельзя, хотя поверить в то, что все заявления и звуки, на нём присутствующие, изготовлены с серьёзными намерениями, невозможно. Артефакт дополнен нарочито "независимым" оформлением - тонкий DVD-бокс с крупнозернистой чёрно-белой обложкой и сикось-накось вырезанным буклетом. Названия треков - коллекция нелепиц, на мой взгляд, не имеющих никакого отношения к музыке. При этом диск, безусловно, интересен. Чем?
Например, участием проекта EKRAN, за которым стоят два молодых человека, проявляющих нешуточную активность на постиндустриальной сцене. На сей раз они сошлись на любви к советским синтезаторам - форме фетишизма, приобретающей всё большие масштабы. Все треки, раскиданные по многочисленным компиляциям, есть ни что иное, как игры с и на этих, чаще всего аналоговых, мастодонтах. Структурная аморфность компенсируется прущей во все стороны фактурой. Исполнительское мастерство, как мне кажется, в данном случае сводится к умению удержать саунд и втиснуть его хоть в какие-то рамки. Все 4 трека балансируют на грани, не позволяя себе ни вытянуться в мелодические линии, ни усохнуть до голых фактур. Впрочем, сдаётся мне, что музыка здесь - продукт побочный, напоминающий выпадение осадка в процессе химической реакции. Главное действующее лицо - электрические и электронные машины. Они гудят, хрипят, стучат и выдавливают из себя звуки, а что с этими звуками произойдет потом - дело десятое. М.М. и Георгию удалось воплотить в жизнь один из самых известных тезисов KRAFTWERK - превратить музыкантов в инженерно-технический персонал при электрической коробке с набором фильтров и тон-генераторов.
Вторая интересная особенность сплита - тактическое решение. Второй фигурант альбома одновременно выступает в качестве антипода своего соседа. За роскошной вывеской БОЕВЫЕ ЦИКАДЫ стоит Евгений Савенко, известный по десятку сольных и совместных проектов индустриально-ритуальной направленности. В этот раз нашему вниманию предлагается опыт работы со средствами аудио-синтеза в программных средах Apple. Впрочем, метод и средства не играют здесь ключевой роли. Мне вспоминается старый анекдот, в котором в одну из стран блока НАТО был продан советский истребитель. Однако несмотря на то, что западные специалисты всякий раз следовали сопроводительным инструкциям, при сборке у них неизменно получался комбайн. Здесь та же ситуация: из компьютера Евгения, на котором красуется то самое "яблочко", раз за разом с хрустом и треском вылезает все тот же САДОГИПНОЗ. "Психоделизма" не убавилось ни на грамм, микроволна не прошла. Посему полагаю, что вторую часть сплита можно считать антитезой первой - если у EKRAN машины взяли верх над людьми, то Евгений Савенко одолел цифрового супостата и приколотил над его воротами непонятную эзотерическую загогулину.