CISFINITUM
"V" - CD (ltd. 696)
2003, Waystyx 05
Мне не хотелось бы этой рецензией вкладывать еще один кирпич в мардонг, возводящийся вокруг творчества Евгения Вороновского, заявляя, что это "лучшая группа на российской постиндустриальной сцене, а её автор, без сомнения, гений". Да, лучшая, да, гениальность здесь присутствует в самой неприкрытой форме, однако сейчас такого рода восклицания пусть остаются за скобками. Nomen est omen.
Гораздо важнее то, что талант г-на Вороновского, с 1999 года распылявшийся лишь по многочисленным, пусть и культовым ныне, компиляциям, в кои-то веки вновь сконцентрирован в одной работе, выпущенной стараниями коллектива лейбла Waystyx.
CD упакован в незамысловатую конструкцию, которая включает четыре (по количеству треков) фотографии. И так как поклонники постиндустриальной музыки не избалованы соответствующими видео, то наличие видеоклипа, дополняющего материал альбома, является несомненным плюсом.
Время, прошедшее с момента выхода предыдущей полноформатной работы CISFINITUM "Landshaft", не прошло бесследно. На "V" Евгений сотрудничает с Ричардом Норвилой и разрабатывает модель звучания, именуемую "тонированным шумом". При первом приближении метод сей выглядит как уже достаточно привычное и ставшее фирменным для CISFINITUM звучание, в равной мере сочетающее монохромный неагрессивный noise и эмбиентные пассажи, порой выливающиеся в блеклые мелодические линии. В качестве отдельных компонентов можно назвать и голосовые сэмплы, и "полевые" записи, но уникальным в случае CISFINITUM остается умение компоновать и сочетать их так, как не удается это никому более.
Второй трек нового альбома содержит сюрприз - явное, но скоротечное заимствование мелодической линии из "District Delta" - пожалуй, одной из наиболее ярких вещей CISFINITUM образца 1999 года. Впрочем, специфика ambient-альбомов заключается в том, что они либо воспринимаются целиком, поглощаясь на одном дыхании, либо не воспринимаются вообще и никак. В случае с "V" следует констатировать, что менее 40 минут для этого шедевра явно недостаточно. Потому что когда после фразы "Откуда вы родом? - С реки" наступает тишина, требуется некоторое время для осознания того, что далее ничего не последует.
В скором будущем на Drone Records должен выйти семидюймовый сингл, который, думаю, будет логическим дополнением этого CD.
21.03.2004
"VS (Curse/Curve)" - 7" (ltd. 300)
2004, Drone Records, DR-66
Странно, что семидюймовка проекта Евгения Вороновского вышла на этом немецком лейбле только в этом году. На самом деле, это должно было случиться намного раньше, так как спецификации музыканта и издателя в данном случае совпадают один в один. Так или иначе, но мы получили около 20 минут жесткого drone ambient, продолжающего линию альбома "V". Если первая сторона пластинки (Curve) тяготеет к шумовым коллажам, то её антипод (Curse) - это почти питероандерсоновщина с всплывающим в финале эхом хоралов и размытой мелодикой.
Так как ничего принципиально нового об этом релизе сказать невозможно, то автономная ценность этой пластинки (и соответствующей рецензии) вызывает у меня некоторое сомнение, но в качестве дополнения к предыдущему полноформатнику она подходит идеально. Но более всего эту позицию в каталоге Drone Records оценят коллекционеры, потому что ничего подобного Штефану выпустить уже не удастся. Чёрный винил, испещрённый серыми лучами, упакован в полосатый шерстяной коврик с нашитым на нём ярлычком, что доставляет массу проблем с хранением этого артефакта. Первый тираж (300 копий), по традиции, через год-другой будет допечатан в более функциональной обложке.
27.12.2004
"Bezdna" - CD (ltd. 500)
2005, Monochrome Vision, (mv02)
Новый альбом проекта не лишён некоторой доли концептуальности. Всё, что запечатлено на диске, явилось следствием общения Евгения Вороновского с советскими электронными музыкальными инструментами, созданными для различных целей и в разные годы. В буклете компакт-диска упоминаются как почти бытовые приборы (Поливокс, Том 1501, Юность-21, Венец АП-01 и Фаэми-мини), так и реликтовое чудовище с графическим вводом партитуры (АНС). Всё это - аналоговая техника, обладающая уникальным саундом и широкими возможностями. Несмотря на то, что помимо синтезаторов в создании ткани альбома применялись традиционные инструменты и голоса, общее звучание можно охарактеризовать как "электроакустическое". Это мутный, с обрывками плёночного шума, кисель, столь характерный для электронных опусов Штокгаузена, Ксенакиса, Оливерос.
На мой взгляд, на сегодняшний день это самая сложная для восприятия работа Евгения, заметно отличающаяся от изданных ранее альбомов. Если на "Landschaft" перед нами разворачивались звуковые поля, пропитанные призрачной мелодикой, на "V" и "VS" присутствовал аналогово-цифровой "тонированный шум", то здесь - всё иначе, по-другому. Лёгкий инфернальный холодок сметён волной клипотического ужаса. Плотность атмосферы выросла тысячекратно, наполнившись вывернутыми наизнанку голосами, вычурными гармониями и посторонним шумом. Такого рода треки ранее неоднократно появлялись на многочисленных компиляциях, но здесь их концентрация достигла предела. Впрочем, и ценителям прежнего CISFINITUM есть, чем поживиться - пьесы "Плавая в Земле", "Без дна", "Прозрачность" мелодичны, загадочны и вполне дружелюбны. Безусловным шедевром является номер "Вглубь", исполненный на том самом АНС. Циклопические пласты звука под собственной тяжестью коллапсируют до микротонов.
Опубликована "Bezdna" лейблом Monochrome Vision, репертуарная политика которого позволила ему занять место в ряду с такими издательскими конторами, как Pogus, Mode Records, RZ, Electroshock. Хотя, есть здесь одно "но" - если вышеназванные лейблы специализируются на академическом авангарде, а к прочей музыке относятся с прохладой, то Дмитрию Васильеву вот уже второй раз удаётся сохранить равновесие и не быть ангажированным ни одной из сторон. Безупречное чувство вкуса и меры.
02.07.2005
Внутренние ссылки:
интервью с Cisfinitum (апрель 2005 года)