"Drive Home With A Hammer" - CD
2005, Quasi Pop Records, QPOP CD 036
Словечко "нойз", которым раньше так ловко можно было определять продукцию огромного количества музыкантов, окончательно потеряло какой-либо смысл. На то есть две причины. Причина первая - его умопомрачительная ангажированность привела к тому, сегодня нойзом можно называть всё, что плохо лежит (читай: имеет запутанную структуру и не обременено ясной мелодической линией). Вторая причина - потрясающая прожорливость, способность ассимилировать всё, что встречается у него на пути. Приснопамятный MERZBOW только в последние пять лет карьеры наглядно это продемонстрировал, пережевав и переварив в своей утробе массу музыки. Вся (электронная, да и не только) музыка стала нойзом разной степени интенсивности, и выхода из этого тупика пока не видно. Попытки заново изобрести электро-поп выглядят неубедительно, замена электронных устройств на электрические и акустические инструменты либо не впечатляет, либо порождает гибриды, главное действующее лицо в которых - всё тот же нойз.
Впрочем, есть и менее радикальные попытки нащупать свой путь. Самые яркие, на мой взгляд, примеры - японский музыкант Кёхей Мацунага и норвежец Андреас Брэндал, чей альбом "Drive Home With A Hammer" совсем недавно вышел на украинском лейбле Quasi Pop Records. Адекватного термина для такого саунда пока не существует, попытки обозвать всё пост-нойзом или intelligent noise music смехотворны. Потому я попытаюсь выделить самые характерные моменты звучания этого альбома, взяв на вооружение описательный метод. Итак, начинка продукта, безусловно, имеет к нойзу самое непосредственное отношение. Ровный, без резких всплесков интенсивности и в меру сухой звук явно имеет цифровое происхождение. Будь он чуть изысканней, его можно было бы сравнить с продукцией венской лэптоп-школы. Однако практически во всех треках присутствуют чужеродные элементы, которые позволяют говорить о поиске компромисса между нарочито фактурным звучанием и традиционной для поп-музыки мелодикой. Более того, в паре треков принимали участие сессионные музыканты. В пьесе "Herzog" задействован барабанщик, в "File Under Lost" - гитарист. Целесообразность использования настоящих, то есть живых инструменталистов вызывает сомнение, так как вполне можно было обойти банальными сэмплами, однако сам факт весьма и весьма показателен. От бесконечной череды пластинок уже упоминавшегося г-на Мацунаги творения Андреаса отличает большая монохромность, отсутствие нарочитой коллажности и метаний из стороны в сторону, как в рамках всей работы, так и в пределах каждой пьесы. Прямолинейность объясняется просто: все творческие метания Андреас осуществляет как в рамках дуэта LARMOYANT, так и во время совместных выступлений с JAZZKAMMER, Maja Ratkje, MERZBOW, NOXAGT, Zbignew Karkowski и другими мэтрами.
Выпустив этот альбом, Quasi Pop Records накрыли сразу несколько целевых аудиторий: поклонников нойза как такового, слушателей, которые стремятся держаться на пике тенденций, а также любителей в меру шероховатой электронной музыки. Компакт-диск вложен в аккуратный дигипак, оформленный постоянными дизайнерами лейбла - творческой группой Spiritus. Сделано в Украине.