"Geisterfaust" - CD/LP
2005, Wonder, won 17
Вышедший в люди в 2005 году, пятый альбом немецкого квартета украшен изображением пяти лепестков василька, включает в себя пять треков, названиями для которых, в свою очередь, послужили наименования пяти пальцев руки. Складывается ощущение, будто мы вовлечены в игру, значение которой понятно лишь тем, кто её затеял. Хотя нумерология здесь, скорее всего, ни при чём, и то, что мы видим - ни что иное, как милая шутка этих до мрачности серьёзных мужчин. И если предыдущий альбом германских сомнамбул был - от оформления до содержания - квинтэссенцией мрака, то, увидев "Geisterfaust", многие поклонники группы вздохнули спокойно и расслабились. Но не тут-то было! Под бежевыми панелями digipak'ов и картоных конвертов виниловых пластинок скрывались пять доз летаргии.
Первый вопрос, который закрадывается после прослушивания нового альбома, я бы сформулировал так: что дальше? Куда идти теперь, если здесь и сейчас музыканты достигли той точки, из которой нет возврата? Двигаться вперед уже невозможно - там просто ничего нет. Играть ещё медленнее уже нельзя, нагнетать больше мрака - невозможно. Если ещё сбавить темп - то ткань композиций распадётся на атомы. Уже сейчас пьесы превратились в пунктирные линии, где каждый следующий аккорд сменяет предыдущий лишь тогда, когда тот растворяется без следа. Не будет преувеличением сказать, что баланс между звуком и его отсутствием сдвинулся в сторону последнего. Тишина из гостя превратилась в ответственного квартиросъёмщика, её присутствие ощущается постоянно, но, как ни странно, воздуха в композициях больше не стало. Несмотря на то, что состав группы остался прежним, практически полное отсутствие саксофона тут же обращает на себя внимание. Он появляется лишь в "Kleiner Finger" - последней, самой бойкой и мелодичной пьесе, но и там век его скоротечен. На всём прочем пространстве бал правят электроорган, контрабас, разнообразная перкуссия и вибрафон. Кое-где появляется хор, но роль его столь ничтожна, что звучит он как призрачный гул.
В паре-тройке рецензий, что попадались мне на глаза, выстраивались гипотезы и предпринимались попытки подвести под "Geisterfaust" всевозможные концепции, но все они не вызывают доверия. На мой взгляд, самым ярким аргументом для BOHREN & DER CLUB OF GORE является их уникальный звук, на который не способен никто из их коллег-музыкантов. Сочный, яркий и фактурный, с незначительными изменениями кочует он из альбома в альбом, и очень хочется, чтобы эта, пятая стоянка, не стала последней.