"RM4" - CD (ltd. 1000)
2002, Ultra-Mail Prod., U.M.P.-001
Рассказывая о любом из альбомов AUBE, нужно соблюсти ряд формальностей. Во-первых, сообщить читателю о том, что Акифуми Накаджима является одним из классиков japanoise, не забыв при этом противопоставить его манеру работы со звуком другому японцу - Масами Акита (MERZBOW). Во-вторых, упомянуть тот факт, что для каждого из альбомов избирается свой единственный источник звукоизвлечения. В-третьих, восхититься/возмутиться количеством релизов (особенно упомянуть серию "Millennium"). И наконец, завершить всё рассуждениями о специфике дизайна некоторых альбомов (коробки, зажигалки, лимиты на тиражи и т.п.).
Всё это мы сочтём информацией, изложенной за кадром, и займёмся непосредственно объектом нашего внимания. Не знаю, что и сказать: с одной стороны, замечательная пластинка, демонстрирующая классическое для Акифуми Накаджима и недостижимое для многих других умение обращаться со звуком. То, откуда именно извлечён звук, имеет для слушателя второстепенное значение, так как итоговый вариант всё равно будет звучать негромко и медитативно. В данном случае исходным материалом для альбома послужил изъеденный коррозией металл. С другой стороны, "RM4" - абсолютно рядовое явление. Из обширной дискографии альбома работа эта выделяется разве что вторичными признаками (лейбл, год, формат издания и т.п.), да изумительно стильным оформлением конверта, который выполнил сам автор музыки.
На компакт-диске - четыре трека, один из которых ("Corrodetune") уже издавался на двойном трёхдюймовом CDR в декабре 2001 года на домашнем лейбле музыканта. Все они достаточно продолжительны, все - интересны, но ничего того, чего не было раньше, в них нет. Первая пьеса имеет лёгкий ритуальный привкус и звучит как работа с металлической перкуссией на фоне низкочастотного ландшафта. Три другие приятно щекочут перепонки шершавым и почти невесомым нойзом. Всё в целом - ещё одна порция удовольствия для вашего слуха, которое будет длиться 63 минуты 19 секунд.
"Duplex-Sphere" - CD (ltd. 445)
2004, Ultra-Mail Prod., U.M.P.-002
AUBE - это другой путь, обратная сторона явления, именуемого japanoise. В отличие от своих коллег, одержимых шумом, Akifumi Nakajima в последнее десятилетие специализируется на феноменологии звука. Его бесконечные альбомы обнаруживают иные формы существования таких объектов, как вода, металл, треск ламп накаливания или биение человеческого сердца. Одному ему ведомо, через какие перегонные кубы пропускает он звуковые образы этих предметов, но результат всегда выглядит как протоматерия тишины, разработанная при активном участии саунд-дизайнера.
Но так было не всегда. Давно, в первой половине 90-х, Накаджима записывал другую музыку. То были травмирующие шумовые полотна, отличающиеся от творений его земляков лишь некоторой событийной скупостью и геометрически выверенной композиционной структурой. В этом можно убедиться на примере компиляции, изданной гонконгским лейблом Ultra-Mail Prod. Это материал, записанный на концертах с 1993 по 1996 гг. Источником звука для шести опубликованных на "Duplex-Sphere" композиций послужили два осциллографа. Нехитрые эти приборы, как известно, прячутся в недрах любого аналогового синтезатора. Это они порождают колебания, которые, минуя фильтры, превращаются во всё, что угодно: от бархатистого гудения до мясного неистовства. AUBE со свойственной лишь детям и японцам простотой, демонстрирует буквальное понимание метода деконструкции: от музыкального инструмента остается лишь "пищалка", от композиции - голый остов.
Что касается звука, то он здесь весьма специфичен - обработка его велась в реальном времени и в не менее реальном помещении, оттого акустика зала постоянно напоминает о себе глуховатым эхом, а текстура саунда ощутимо уступает по качеству проработки студийным работам. Материал, представленный в Осаке и Киото в 1993-1995 гг., масштабен и неповоротлив. Ткань двух финальных пьес формируется за счёт тех же средств, однако выглядят они куда более прыткими и однажды уже издавались на семидюймовом мини-альбоме "Fast Tumbling Blaze".