ANTHESTERIA
"Beyond Nimbostratus" - CD (ltd. 500)
2004, Der Angriff, Nr. 18
2003, self-released (CD-R, ltd. 55)
Альбом "Beyond Nimbostratus", реализованный менее месяца тому назад значком Der Angriff, стал дебютом молодого петербургского проекта ANTHESTERIA. Оговорюсь: компакт диск под номером 18 в каталоге лейбла является ни чем иным, как реинкарнацией CD-R, ранее изданного в количестве 55 копий усилиями самого автора.
Определить стилевую принадлежность альбома мне не представляется возможным. Neo-classic/dark-ambient/gothic… Жалкие потуги расставить флажки, дабы ограничить ими территорию притязаний ANTHESTERIA, обречены на провал. При прослушивании этого материала - а оно было неоднократным и внимательным - аналогии возникали исключительно с литературными произведениями. Посему, альбому не место на полке среди своих собратьев по CD-формату. Я бы рекомендовал поместить его в шкаф между романом А.Белого "Петербург" и сборником поэзии Серебряного века. Так будет правильнее.
Фортепианные пассажи, группа струнных, редкие вкрапления гитар и индустриальные шумы - банальность. Перечисления такого рода вызывают скуку при одном их прочтении и не пробуждают желания ознакомиться с пластинкой, содержащей сию рецептуру. Однако в случае с ANTHESTERIA всё выглядит иначе. Здесь характерной чертой музыки является её призрачность и постоянное ускользание. Каждое новое прослушивание оставляет на фотоэмали восприятия новые оттиски. На "Beyond Nimbostratus", как на полотна импрессионистов, нужно взирать с некоторого расстояния, при попытке приблизиться её шарм совершенно утрачивается.
Из 10 треков компакт-диска сложно выделить наиболее яркие или, напротив, блеклые композиции, так как антонимическая связка "яркость - блеклость" здесь утрачивает логику и совершенно меняет смысл. Мелодика всех треков намечена лишь в общих чертах фортепианными штрихами и пунктиром струнных. Всё прочее пространство трека отдано на откуп вашему воображению и настроению. Отсюда - крайне изменчивый характер всего произведения в целом.
Неотъемлемым компонентом проекта является визуальная составляющая - авторские фотографии, дополняющие музыкальную палитру. Стилизованные под альбом начала века и фиксирующие отдельные фрагменты "Города трех революций", они складываются в причудливую мозаику.
Овеществление "Beyond Nimbostratus" прошло более-менее удачно: конверт формата А5, содержащий, помимо CD, авторские фотографии к каждому треку (как дополнение к мультимедийной части проекта) и открытку. Я сказал "более-менее", потому что, учитывая легкий ретро-флёр, витающий в атмосфере альбома, органичнее этот материал смотрелся бы, будучи, скажем, изданным на (пяти семидюймовых?) picture discs. Игла проигрывателя, скользящая по дорожке, нарезанной поверх фотографии. Изображение, рождающее звук.
03.04.2004
"I Killed" - 3"CD-R (ltd. 90)
2004, self-released
One-man-project ANTHESTERIA продолжает развивать идею аудио-визуального синтеза своим новым синглом "I Killed". Если на полноформатном альбоме звуковая составляющая, несомненно, доминировала (мультимедийная дорожка диска содержала фотоальбом, дополнявший музыкальный материал), то сейчас звуку и изображению уделена равная доля внимания. Трехдюймовый диск содержит аудио-трек и видео, объединённые, помимо общего названия, единой тематикой.
Скупые фортепианные пассажи и неяркий симфонизм стали отличительной чертой продукции ANTHESTERIA. Что меня подкупает в творчестве George'а, так это редкое нынче чувство меры и вкуса: блуждая лабиринтами неоклассики, эмбиента и готики, музыка, тем не менее, не скатывается до soundtrack к RPG-играм и чурается приторной сказочности, характерной, скажем, для скандинавских рукоблудов из post-doom лагеря. Впрочем, никакого особого движения в музыке на сей раз замечено не было. Она скорее лишь переминается с ноги на ногу, не делая при этом ни шага. Минимализм ли это? Вряд ли. Сдержанность и немногословность? Да.
Видео меня потрясло. Нет, речь идет не о содержании (можете списать это на чёрствость и бездушность автора сих строк), но о форме. В чём состоит главное отличие фотографии от видео? Фотография статична, видео подразумевает некоторое движение, не так ли? Так вот, в уже упоминавшемся мною фотоальбоме, прилагавшемся к полноформатному альбому "Beyond Nimbostratus", движения или, если хотите, динамики во сто крат больше, нежели в клипе. Подборка фотографий, подобно стоп-кадрам, галопом в соответствии с замыслом автора несла зрителя/слушателя по кварталам Петербурга. "I Killed" - это пять минут статичного видеоряда, фабула которого развивается по большей части за кадром. Лишь титры подобно метроному, ведут отсчёт. Времени нет, оно остановилось, вмёрзло в сталактит. Музыка отвлекает внимание не больше, чем падающие капли воды.
Потрясающе гармоничный релиз. Говорить о достойном оформлении конверта, стильно аранжированной телевизионной картинке и прочих технических моментах - значит отвлечься на частности.
23.06.2004
"Nebesnaya" - CD
2005, Der Angriff, Nr. 24
Я зря пренебрёг предупреждениями доброжелателей. Мне неоднократно говорили, что новый альбом ANTHESTERIA будет другим, но, запутавшийся в ежедневной суете, я согласно кивал головой и пропускал эти слова мимо ушей. "Да, конечно, - думалось мне, - пара барабанных дробей и несколько новых сэмплов - та ещё новизна". Неоклассика для человека от неё далекого, как народ Поднебесной - вся на одно лицо. Но то, что я услышал, когда настал мой черёд знакомства с альбомом, услышать я не ожидал.
Плотный и густой, как липовый мёд, звук. Самоуверенные до наглости пассажи струнных. Роскошь мелодий, которые не растворяются более в рокоте механизмов. С точностью педанта ныне следует "Небесная" по фарватеру, обозначенному десятилетие тому назад в скандинавских лоциях. Процесс ученичества завершён: точные пропорции, ровный почерк и линии, нанесённые набитой рукой. Единственный, быть может, промах - менторский тон оратора в пьесе "Она". Одной из семи.
От прежней, робкой и поминутно рефлексирующей ANTHESTERIA не осталось следа. Георгий перестал писать моросящую музыку, оставил в прошлом романтику пустых помещений, переселил своё детище из заброшенной коммуналки в искусно декорированный a la modern особняк. Питерские клошары не соседствуют более с пугливыми институтками, индустриальные мороки не прячутся за пыльными гобеленами. Фантомы, с которыми она водит хоровод, по-прежнему узнаваемы, но теперь не столь навязчивы и масок не снимают. То тут, то там в этом карнавале мелькают новые фигуры: архангельский MOON FAR AWAY, итальянский ALIO DIE, каталонский O PARADIS. Но крепкий балтийский ветер нещадно треплет их и относит на почтительное расстояние.
Прошлой эманации - "Beyond Nimbostratus" - была свойственна ярко выраженная театральность. Нет её теперь, а вакансию норовит занять кинематограф. Визуальный ряд ANTHESTERIA не исчёрпывается отныне набором иллюстраций-фотографий, заботливо размещённых в буклете. Пусть это будут наступающие друг другу на пятки чёрно-белые кадры, с царапинами на засвеченной плёнке и топорной склейкой - неважно. Изображению следует перестать быть балластом, ожить, начать двигаться. В противном случае ему не успеть за этой музыкой.
11.05.2006